Учитель: Ботаева Динара Мухарамовна
Дата проведения: 19 февраля 2014 год
Место проведения: Иртышская СОШ №4
Цель: Развивать умение распознавать тип склонений имен существительного по роду и окончаниям в именительном падеже.
Задачи: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся о имени существительном как части речи; 2) развивать внимание и память при работе с опорными памятками, таблицами; развивать орфографическую зоркость: правописание падежных окончаний имени существительного; 3) привить интерес к спорту, акцентировать внимание на зимних олимпийских играх в Сочи.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации ЗУН.
Вид урока: Игра «Силовое многоборье».
Методы: игра, мотивация, сравнение, анализ, синтез.
Оборудование: Раздаточный материал («Гири»), талисман зимних олимпийских игр Сочи 2014, слоган олимпиады, картинки для рефлексии.
Ход урока
1. Мотивация – Здравствуйте, дорогие ребята! Рада знакомству с вами!
Давайте сделаем небольшую разминку.
Топай, Мишка.
Топай, Мишка!
Хлопай, Мишка,
Хлопай, Мишка!
Приседай со мной братишка.
Руки вверх, вперед и вниз,
Улыбайся и садись.
2. Актуализация – Ребята, как вы думаете, какое главное событие в этом зимнем месяце привлекло всеобщее внимание?
– Вы правы, люди всего мира наблюдают за ходом развития сочинской олимпиады.
– Каких спортсменов вы знаете? За кого болеете?
– Отлично! А давайте и мы с вами поддержим участников олимпиады на нашем необычном уроке. Сегодня мы с вами будем заниматься спортом! А именно силовым многоборьем. Вы будете поднимать гири весом от 5 до 40 кг.
Нормативы:
Мастер спорта (свыше 80 кг)
Кандидат в мастера спорта (от 51 до 80 кг)
Разрядник
1 разряд (от 41 до 50)
2 разряд (от 31 до 40)
3 разряд (от 21 до 30)
3. Допинг-контроль Каждый спортсмен проходит перед началом игр допинг-контроль на наличие в крови запретных лекарств, которые помогли бы участнику выиграть игру нечестным путем.
Я буду читать вопросы, а вы будете отмечать у себя в таблице. «Да» – цифрой 1, «Нет» – цифрой 0.
1) Имя существительное самостоятельная изменяемая часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
2) Россия, Краснодарский край, Сочи – собственные имена существительные.
3) Спортсмен, тренер, лыжник, конькобежец – неодушевленные имена существительные.
4) Медаль, игра, страна – имена существительные женского рода.
5) Усердие, место, золото, серебро – имена существительные среднего рода.
6) Флаг, гимн, труд – имена существительные мужского рода.
Результаты тест-полоски. Арбитр.
4. Силовое многоборье – Девиз олимпиады. «Жаркие. Зимние. Твои».
– Дорогие спортсмены, желаю вам побед, а арбитру и судье справедливости.
Для разминки рекомендую всем начать с пятикилограммовой гири. Выполняя задания, не забудьте написать свои фамилии и имена. Спортсмен, поднявший гирю, должен будет подойти к арбитру для того, чтобы зафиксировать результат. Если вес взят, то арбитр возле вашей фамилии пишет ваш вес. Тот участник, который зафиксировал вес, может взять другую гирю. В конце урока общий вес подсчитывается, и определяются победители.
5. Рефлексия В спорте побеждает сильнейший. Характер участников различен. Бывают спортсмены-колокольчики, спортсмены-колючки, спортсмены-рыбы, спортсмены -черепахи, спортсмены-чемоданы. Кем вы были сегодня?
6. Домашнее задание Морфологический анализ существительных
7. Оценивание Мастера спорта – «5»
Кандидаты в мастера спорта – «4»
Разрядники – «3»
РЕЗУЛЬТАТЫ МНОГОБОРЬЯ
№ Фамилия, имя спортсмена Результат
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Арбитры: Кызгалдак Кайырбековна
Алма Садировна
Определи склонение. Отметь «+» правильный ответ.
Запиши в тетрадь по образцу: Спорт – 2 скл., победа –
1 скл 2 скл 3 скл
Спорт +
Победа +
Место +
Олимпиада +
Труд +
Игра +
Долг +
Любовь +
Радость +
Флаг +
20 кг
1 задание
Медалью – медаль – ж.р. на Ь – 3 склонение
Труда – труд – м.р. □ – 2 склонение
Сердца – сердце – ср.р. на Е – 2 склонение
2 задание
Лыжник – 2 склонение, хоккеист – 2 склонение, биатлонист – 2 склонение, снеговик – 2 склонение, шайба – 1 склонение, клюшка – 1 склонение, конькобежец – 2 склонение, снежинка – 1 склонение, фигуристка – 1 склонение.
Назови слово, определи склонение, запиши в тетрадь. Например, лыжник – м.р. □ – 2 склонение.
Назови слово, определи склонение, запиши в тетрадь. Например, лыжник – м.р. □ – 2 склонение.
Рассмотри внимательно картинки. Прочитай вслух примеры. О каком падеже идет речь?
Рассмотри внимательно картинки. Прочитай вслух примеры. О каком падеже идет речь?
Рассмотри внимательно картинки. Прочитай вслух примеры. О каком падеже идет речь?
О каком падеже идет речь? Прочитай с отгадкой.
Я именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с чем не спутает никто.
О каком падеже идет речь? Прочитай с отгадкой.
А я падеж родительный,
Характер мой общительный.
КОГО? ЧЕГО? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья.
О каком падеже идет речь? Прочитай с отгадкой.
Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
КОМУ отдать? К ЧЕМУ призвать?
Лишь только я могу сказать!
О каком падеже идет речь? Прочитай с отгадкой.
А я винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
КОГО позвать, во ЧТО играть
Готов ребятам подсказать.
О каком падеже идет речь? Прочитай с отгадкой.
А я творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! ЧЕМ? Творите! С КЕМ?
Я подскажу вам без проблем.
О каком падеже идет речь? Прочитай с отгадкой.
А я падеж предложный,
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О КОМ? О ЧЕМ? Я расскажу
О ЧЕМ мечтать и В ЧЕМ гулять.
Что такое склонение? Выбери правильный вариант ответа и запиши правило в тетрадь.
Склонение – это…
А) изменение существительных по числам.
Б) изменение существительных по падежам.
Для чего надо уметь склонять имена существительные? Выбери правильный вариант ответа и запиши в тетрадь.
Надо уметь склонять имена существительные для того, ….
А) чтобы узнать число имен существительных.
Б) чтобы правильно писать окончания слов.
Сколько падежей в русском языке.
В русском языке
А) семь падежей.
Б) шесть падежей.
Какая часть слова изменяется при склонении существительных? Выбери правильный вариант ответа и запиши в тетрадь.
При склонении имен существительных изменяется…
А) корень.
Б) окончание.
Выбери правильный вариант ответа и запиши правило в тетрадь.
Род определяется только у существительных, имеющих форму ______________ числа.
А) множественного.
Б) единственного.
Что такое склонение? Выбери правильный вариант ответа и запиши правило в тетрадь.
Склонение – это…
А) изменение существительных по числам.
Б) изменение существительных по падежам.