Цели: Создать условия для формирования понятия «Глагол как часть речи»;
Создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся;
Способствовать развитию умения определять глагол в тексте, работать по алгоритму;
Способствовать развитию умения работать самостоятельно и в группе;
Воспитывать умение слушать и слышать соседа.
Оборудование: критерии оценивания, листы самооценивания, листы А-4, фломастеры, презентация
Ход урока:
1.Оргмомент. Психологический настрой.
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
• желаю (соприкасаются большими пальцами);
• успеха (указательными);
• большого (средними);
• во всём (безымянными);
• и везде (мизинцами);
• Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Девиз сегодняшнего урока: (слайд)
«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»
1. Работа в парах. (критерии оценок – листы самооценивания).
Минутка чистописания – сегодня мы с вами будем писать 10 букву алфавита.
– Вспомните, какая это буква? – Дайте характеристику этого звука.
2. Словарная работа (слайд) Работа в парах. – листы оценивания)
Проведём картинный диктант. Я показываю рисунок, вы записываете в тетрадь, выделяете орфограмму и определяете род.
(Сорока, деревня, Москва, собака, машина, заяц, решать.)
– Что объединяет все эти слова?
– Как определить существительное ж.р.? м.р.? с.р?
– Какое слово лишнее? По какому признаку вы его исключили? (вопросы низкого и высокого порядка)
Деление на группы по карточкам (сущ. ж. и м.р.) Дети выбирают карточки, определяют род сущ-го и попадают в группы. 1 группа – сущ.ж.р., 2 группа – сущ.м.р. 3. Вспомним правила работы в группе (слайд)
– Смотрю на собеседника.
– Я слышу, я вижу.
– Я согласен или не согласен.
– Говорю свой ответ.
– Доказываю свое мнение.
– Приходим к согласию.
-Мы вспомнили правила работы группе. Что теперь необходимо сделать? (Распределить роли в группе.)
4. Повторение д/з
Работа по группам.
Составление кластера по темам «Существительное», «Прилагательное». Привести примеры. Защита кластеров. Группы проверяют друг друга.
III. Введение в тему. Стадия вызова
1) «Исключи лишнее»
• Зеленый
• Умный
• Думать
• Сильный
Какое слово лишнее? Почему? Докажите.
Инсценировка: Изобразите это слово. (1 группа, затем 2 группа)
Определите тему урока. Чему мы должны будем сегодня учиться?
2. Физминутка « Изобрази птичек»
Летели две птички
Собою невелички
Как они летели
Все люди глядели
Как они садились
Все люди дивились
– Что мы сейчас выполняли?
– Какая часть речи помогает выполнять разные действия?
Чтение правила в учебнике. Обсуждение правила в группе.
Задание: подготовить для соседней группы по три вопроса.
Диалог между группами.
IV. Закрепление
1). «Найди пару». Соединить подходящие пары слов.
№1. № 2
Самолет лечит Учитель лечит
Маляр плавает Птица тает
Конь прыгает Снег ползет
Врач красит Ребенок учит
Рыба скачет Врач играет
Кузнечик летит Таракан летит
Защита: прочитать, задавая вопрос. Группы внимательно слушают и комментируют ответ
– Кому было легко выполнять задание?
2) упр. 526, 1 медленный ребенок у доски
1 группа – 2 задание
2 группа – 3 задание. Проверка – Выступает спикер
Одаренные – записать свой глагол и составить предложение с данным словом. Работу у доски проверяю я.
6. «Подбери глагол». Дана картинка, к нему подобрать глаголы.
Собака, зебра. Обмен между группами – взаимопроверка.
Задание – составить предложение с данными словами.
V. Итог урока:
– Какую цель ставили на уроке? (узнать, что такое глагол; находить их в тексте, ставить к ним вопросы).
– Научились это делать?
– Сегодня на уроке мы что делали? (читали, писали, составляли кластер, находили глаголы, задавали вопросы, формулировали правило).
– Что же такое глагол?
Творческая минутка – «Я – глагол».
Д/з. – у. 527 правило, подготовить пантомиму по теме «Глагол» (для одаренных)
– Рефлексия по рефлексивной карте. Сегодня на уроке: что было трудным? В чем требуется помощь?
Что было интересного на уроке? Чему учились?