Роль наглядного пособия в образовании

0
1117

Принцип наглядности один из основных в педагогике. Имея перед глазами схему, тезисы или опорные пункты, ученик успешно усваивает новую информацию и возобновляет в памяти имеющиеся знания. Инструментом наглядности являются стенды, плакаты, блок-схемы.

Правила составления стенда

Вся информация, помещенная в наглядном пособии, должна быть достоверной и точной. Лучше составить ее из опорных тезисов, определений, в виде плана или схемы. Такой плакат в кабинете химии поможет запомнить порядок реакции, а на уроке литературы не забыть роды и жанры. Вы можете как купить стенд для школы недорого, так и изготовить как самостоятельно.

В наполнении стенда должны участвовать не только педагоги, но и технические сотрудники. В их задачу входит сделать пособие удобным для восприятия:

  • подобрать оптимальную ширину и высоту (с учетом площади класса);
  • создать читабельный шрифт, различимый на фоне;
  • определиться с цветовой гаммой, рамками и т.д.

Наглядный материал всегда соответствует возрасту детей и по содержанию, и по форме. Для первоклассников выбирают контрастные цвета, крупный шрифт, понятные образы. Пособие должно удерживать внимание ребенка. Старшеклассники уже способны работать с большим объемом информации на стенде, но не в ущерб читабельности. 

Также к наглядным пособиям относят раздаточный материал (схемы, планы, рисунки), объемные макеты, геометрические фигуры, географические карты, образцы, реактивы, мультимедиа и т.д. 

Как использовать стенд в обучении

Стенды и плакаты размещают на доступной высоте для глаз. Обычно тематика стендов зависит от учебного кабинета: в классе биологии про ботанику, зоологию и анатомию; в кабинете физики про разные физические процессы. Наглядный материал может использоваться:

  • пассивно быть выжимкой из школьного курса или определенной темы, напоминать базовые термины;
  • активно когда учитель во время уроков обращается к стенду, используя его как опорный конспект или его часть.

В обучении нельзя пользоваться только наглядным материалом. Он не должен отвлекать ученика от основной темы урока. Оптимальным считают сочетание нескольких принципов обучения, чтобы стимулировать мыслительную активность ребенка. 

Не менее важен технический аспект пособий: стойкость цвета к выгоранию, прочность, различимые цвета и качественная основа. Образовательное учреждение приобретает стенд или плакат на долгие годы, поэтому заинтересовано в хороших материалах.