Цель: формировать умение различать стили речи.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа.
Грамота – grammata – ‘чтение и письмо’ (греч.)
– В каком значении употреблено слово грамота?
Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте (А. С. Пушкин).
После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту. Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота (А. П. Чехов).
Царский манифест… оказался филькиной грамотой (А. Степанов).
III. Сообщение учителя.
Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.
Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность, науку; словесно-художественное творчество.
СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Сферы общения |
Стиль |
о бщение людей в быту |
Р азговорный |
о бщение граждан в учреждении |
о фициально-деловой |
а гитационно-массовая деятельность (стиль газет, журналов, листовок и др.) |
п ублицистический |
н аучная деятельность (научные статьи, работы) |
н аучный |
с ловесно-художественное творчество (стиль художественной литературы) |
х удожественный |
Книжными стилями считаются: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.
IV. Наблюдение (с. 9 учебника).
– О чем идет речь во всех текстах? Как говорится о ветре, одинаково или по-разному?
Учащиеся соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом (с. 9, упр. 12, 13).
V. Сообщение учителя.
– В зависимости от того, с кем говоришь, с какой целью, в какой обстановке, определяется стиль речи говорящего.
VI. Распознавание стилей речи.
Учитель зачитывает тексты, ученики, называя признаки, определяют стиль.
Работа может быть проведена с использованием карточек.
1. Вышел я на поляну… и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (Разговорный.)
2. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетают к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. (Из словаря – научный.)
3. Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого- то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить? (Художественный.)
И. Токмакова «Ива»
Домашнее задание: упражнение 14.