ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Цели: закрепить и углубить имеющиеся у детей знания об основных признаках предложения; сообщить сведения о простом предложении.
Ход урока
I. Словарный диктант.
1. Бегом, звезда, китовый, лосиный, насолить, переломить, разговаривать, раздевалка, смягчение, увядать.
– Какую орфограмму вы заметили во всех словах? ( б езударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.)
2. Акварель, вестибюль, делегат, капитан, обаяние, регулировать, стадион, тренировать, фестиваль, центнер.
– Какую орфограмму заметили во второй части диктанта?
II. Беседа о предложении.
1. На доске записаны слова:
мамочка, бегать, кислый, весной
– Подумайте можно ли составить из этих слов предложение? (Нет.)
– Почему?
– Вспомните, как связываются слова в словосочетании? (По смыслу и грамматически.) А в предложении? (По смыслу и грамматически.)
2. Знакомство с материалами учебника, с. 56–57, пунктограмма № 1.
– Для чего служат предложения? (Предложения служат для того, чтобы сообщать, спрашивать, выражать просьбу, совет, приказание.)
III. Рассмотрение основных признаков предложения.
Главные члены предложения – это грамматическая основа предложения. Слова, к которым вопрос поставить нельзя, членами предложения не являются. ( п о дороге – существительное с предлогом. Предлог не является членом предложения, т. к. к нему невозможно задать вопрос.)
IV. Упражнение в выделении грамматической основы предложения. ( у стно.)
1. Наступила поздняя осень. 2. Стоит ненастная погода. 3. Вчера подул резкий ветер. 4. Кружатся в воздухе, летят разноцветные листья. 5. Я люблю наблюдать листопад. 6. Вот на дорожке лежат красные листья осинки, бурые листья ольхи. 7. Улетают последние перелетные птицы. (Г. Скребицкий.)
V. Запись предложений под диктовку; выделение грамматических основ записанных предложений.
– Пронаблюдайте! Из скольких главных членов предложения может состоять его грамматическая основа?
VI. Выполнение упражнения 134 самостоятельно. Проверка.
С о о б щ е н и е у ч и т е л я.
– Если в предложении одна грамматическая основа, это предложение будет называться простым.
Домашнее задание: выписать из текстов литературных произведений 6–8 предложений и выделить грамматическую основу.