ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

0
960
информатика

Цели: повторить правописание непроизносимых согласных, ознакомить с обозначением орфограммы № 4.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Зачитываются сочинения-миниатюры. Устно учащиеся дают рецензии на работы.

II. Работа по теме урока.

· Задание. От данных существительных образуйте прилагательные.

– В группе согласных вств, здн, ндск, здц, нтск, стл, стн один из согласных может не произноситься.

Знакомство с орфограммой № 4.

III. Выборочный диктант.

Задание. Запишите слова с непроизносимыми согласными в столбик, подберите к ним проверочные, запишите рядом, выделите корень, подчеркните стечение согласных.

1. Здравствуй, солнце, да утро веселое. (И. Никитин.) 2. Над каштанами не чувствовалось заботливого, хозяйского глаза. (К. Федин.) 3. Тысячи опасностей ожидают одинокого путника в тайге. (В. Арсеньев.) 4. Я оделся, взял ружье, свистнул собаку и пошел вниз по речке. (В. Арсеньев.) 5. И шествуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведет под уздцы мужичок… (Н. Некрасов.) 6. Она встала только затем, чтобы велеть подать новое яство. (Л. Толстой.)

IV. Выполнение упражнения 47. Проверка.

V. Составление словообразовательных цепочек к словам: интерес, чудо, утро.

VI. и гра «Кто смекалистей?».

Учащиеся делятся на группы. Какая из групп образует большее количество родственных слов, та и выиграла.

Небо, терпение, словарь, говорить, трудный.

VII. Сочинение-миниатюра.

В а р и а н т I – по данному началу: Последние дни осени.

В а р и а н т II – по данному концу: … последние дни осени.

В а р и а н т III – по иллюстрации.

В работе использовать слова, записанные на полях учебника, с. 20.

Домашнее задание: упражнение 48, орфограмму № 4 выучить; упражнение 49 (устно).