Список тем:
|
|
Пример разработки урока:
“Образование и распад Франкской империи”
Цель: Охарактеризовать господство майордомов и империю Карла Великого
Задачи: Образовательная: Рассказать об образовании новой формы власти в Франкском государство-феодальной монархии.
Развивающая: Формирование навыков работы с источниками изложение собственных позиций, ведение диалога.
Воспитательная: Воспитать уважение к культуре, к государству.
Тип урока: комбинированный
Наглядные пособия:
Время: 45 мин.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка знаний полученных на предыдущих занятиях.
Устный опрос:
– В чем причина ослабления Римской империи?
– Почему германские племена вторглись в римскую империю?
– Каковы последствия вторжения герм племен в Римскую империю?
– Каков порядок землевладения у франков?
– По какой причине франки приняли христианскую веру?
– В каком году пал рабовладельческий строй?
Объяснение нового материала
План
- Господство майордомов.
- Конец династии мировингов. Правление Пипина Короткого.
- Карл Великий и его империя.
- Распад империи.
- Культура империи в период правления Карла Великого.
Слово майордом означает «главный в доме» Первично майордомом был управителем дворца, затем высшим должностным лицом государства. После смерти Хлодвига в 511г нач борьба м/д наследниками за землю и власть. В стране б/нестабильность. Усилилось влияние майордомов, а власть Меровингов к которой относился Хлодвиг ослабла. Майордом Карл Мартелл в 715-141 использовал королевскую власть. В период его правления франки разбили арабские войска под г. Пуатье. Из-за нашествий арабов К.Мартелл создал военную конницу. Воины конницы получали земельные наделы. В результате получения земельного надела воины д/б покупать себе коня и вооружение.
Для выдачи конникам К. Мартелл вынужден б/забрать земельные наделы у церкви. Формируеься в Европе нов общественный строй – феодализм. 741г умер Карл Мартелл, его должность занял его сын – Пипин Короткий(до 768), который давно хотел низложить дин меровигов и самому стать королем.
Он просил помощи у папы Римского, чтобы трон занять законным путем. Папа Рим тоже пошел на встречу. В 741 г. Пипин б/провоз королем. Он совершал походы в Италию п/в лангобардского короля, а земли дарил Папе за его поддержку.
В 746 г. создано Папское государство, которое просуществовало до 870 г. Пипин основал новую династию в государстве франков. Была принята Фома династии Каролингов. Самый знаменитый король из этой дин Карл Великий (768-814) . Именно слово король произошло от его имени. Все годы его правления прошли в войнах. П/в Испании, герм племен и в Италии. 778г поход в Испанию, где потерпел поражение. 801г в войне п/в арабов он одерживает победу и завоевывает часть Испании.
772-804 г. – 8 походов п/в саксов Саксония: на владения – графства. Правители графств – графами король назначал франков. Карл принудил саксов принять христианскую веру.
788-803 г. франки со славянами разгромили Аварский каганат в 6 в. Столицей империи Карла стал г. Аахен. Франкское королевство стало огромным. В 800г в Риме папа римский надел на голову Карла корону и объявил его императором. Однако после смерти карла Великого начался распад его империи.
В 843г в г. Вердене наследниками Карла договорились о разделе империи. Его младшему сыну – западную часть Империи , среднему – восточную, а старшему внуку – Италия.
Культура империи. Огромный вклад в развитие культуры в раннем средневековье внесла христианская религия, – 4в. было открыто много монастырских школ. Карл Вел большое внимание уделял бучению людей грамоте. В деле развития образования огромную роль сыграл англосаксонский ученый Алкуин. Он писал сам учебники.
Мыслитель 6 в. Боэцкий и Кассиодор «7 свободных искусств» составил основу образования средневековых школ, делили на тривиум (грамматика, диалектика) и квадривиум (геометрия, астрономия). Во дворце был свой кружок Академия. Во дворце записывались Анналы(годовые сводки) – хроники важных исторических событий.
После завоевания варварами Римской империи в 5в. средневековая культура пришла в упадок. Карл хотел возродить эту культуру. Период правления Карла называют «Эпоха каролинского возрождения».
Рефлексия:
- Как Пипину Короткому достался королевский титул?
- В какой период существовала империя Карла Великого?
- Почему стала распадаться империя Карла?
- Какой вклад внес в развитие культуры Карл Великий?
Домашнее задание: пр 2, стр12-16 пересказ
Оценки за урок.