Подтип Позвоночные, или Черепные. Класс Рыбы Урок 21. Внешнее строение рыб

0
24
явления

Тема урока: Особенности внешнего строения рыбы в связи со средой оби­тания.

Цели урока: Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жиз­нью в водной среде, продолжить формирование умений наблюдать за живыми животными, формирование умений работать с учебником: находить в тексте ответы на вопросы, пользоваться текстом и рисунками для выполнения самостоятельных работ.

Оборудование: Таблица: «Тип Хордовые. Класс Рыбы», живые рыбы, лупы, чешуя рыбы.

Ход урока

Организационный момент

Активизация знаний

О Назвать обшие для хордовых черты организации. Аргументировать де­ление типа на подтипы. Изобразить в виде схемы классификацию хор­довых до классов.

О В чем состоят особенности организации бесчерепных, связанные с их условиями существования и образом жизни.

О Выберите из списка общие признаки хордовых животных.

а) скелет наружный, хитиновый или известковый;

б) скелет внутренний, хрящевой или костный;

в) животные имеют лучевую симметрию;

г) двуслойные животные (тело развивается из двух зародышевых лист­ков);

д) животные двусторонне-симметричные.;

е) трехслойные животные (тело развивается из трех зародышевых ли­стков);

ж) кровеносная система замкнутая;

з) кровеносная система незамкнутая;

и) у всех вторичная полость тела;

к) у большинства хорошо развит головной мозг; л) сердце расположено на брюшной стороне тела.

Ответы: б; д, е, ж, и, к, л.

О Дать характеристику ланцетнику как низшему хордовому животному (указать характерные признаки).

О Подпиши указанные органы и части тела ланцетника.

(Учашимся предлагается рис. 164, стр. 115 без подписей. Они должны под­писать: хорду, нервную трубку, спинной и хвостовой плавники, рот со щу­пальцами, жаберные щели, глотку, печеночный вырост, кишку, анус, миомеры, спинной и брюшной кровеносные сосуды, жаберные артерии).

III. Изучение новой темы

На доске — схема классификации хордовых до классов.

Тип

Хордовые

Подтип

Бесчерепные

Черепные, или Позвоночные

Класс

Ланцетники

Рыбы

Амфибии

Рептилии

Птицы

Млеко­

питающие

Рыбы — наиболее древние позвоночные животные, исконные обитатели водной среды, в которой жили и все их предки, начиная с первичных организ­мов, и в которой исторически сложился тип хордовых животных. В отличие от позвоночных высших групп, у которых в связи с переходом к наземной жизни наиболее древние и характерные черты строения сильно изменены или утра­чены, рыбы как первичноводные позвоночные дают нам ключ к пониманию строения более примитивных хордовых. Из всех групп примитивных хордо­вых костистая рыба наиболее доступна для непосредственного изучения. Рыбы отличаются самым большим разнообразием в мире позвоночных жи­вотных. Если млекопитающих, птиц, рептилий и амфибий вместе взятых нас­читывается не более 18 ООО видов, то число видов рыб превышает 22 ООО. Рыбы значительно различаются по размерам, окраске, строению, физиологии. Дли­на тела может быть менее 1 см (бычок люционский мистихтис и карликовая пандака) и более 20 м (китовая и гигантская акулы), масса варьирует от 1,5 г до 12—14 тонн. Диапазон обитания рыб охватывает различные биозоны — от высокогорных водоемов до предельных океанских глубин (самая глубоковод­ная рыба — абиссобротула из семейства ошибиевых рыб обнаружена в желобе Пуэрто-Рико на глубине 8370 м). Температурные условия жизни рыб также разнообразны — от —2,1 °С (антарктические воды) до +50″С (термальные ис­точники). Господствуют они как в морских, так и в пресных водоемах. Рыбы разных местообитаний различаются между собой, но вместе с тем они имеют общие черты строения. Рассмотрим их.

Учитель обсуждает с учащимися, какие особенности существуют у водной среды. В процессе обсуждения составляется таблица (см. ниже) и заполняется ее первая колонка

Факторы водной среды

Приспособления к факторам среды

Большая плотность воды

Прозрачность

Способность растворять раз­личные вещества, малое содержа­ние кислорода

Текучесть

Обтекаемая форма тела, слизь, черепитча­тое расположение чешуй, плавники

Защитная окраска; глаза — органы зрения

Жаберное дыхание, обоняние

Органы боковой линии ощущают направ­ление тока воды, силу течения

Высокое давление на больших глубинах

Сильное поглощение солнеч­ных лучей (солевой режим, свой­ства грунта, течения и др.)

Форма тела меняется от веретенообразной у неглубоководных видов к лентовидной у глу­боководных и дисковой у донных

Глубоководные рыбы имеют светящиеся органы, огромные глаза, это рыбы красного, фиолетово-черного, черного цвета или не ок­рашенные вовсе

Организуется лабораторная работа. Учащиеся получают живых рыб в ба­ночках с водой и инструктивные карточки для выявления во внешнем строе­нии рыбы черт приспособленности к жизни в воде.

Лабораторная работа 5 «Изучение внешнего строения и особенности передвижения рыб»

Инструктивная карточка

Рассмотрите внешний вид рыбы, плавающей в банке, определите форму ее тела и объясните, каково ее значение в жизни рыбы.

Найдите голову, туловище и хвост рыбы. Посмотрите, может ли рыба по­вернуть голову в левую или правую сторону. Какой вывод можно сделать из наблюдения?

Рассмотрите окраску тела рыбы. Одинакова ли она на спинной и брюш­ной, боковой сторонах. Какое значение имеет такая окраска в жизни рыбы?

Рассмотрите, как на теле располагаются чешуи. Все ли они одинаковы? Если нет, то чем различаются. Подумайте, какое значение имеет наблю­даемое вами расположение чешуи в жизни рыбы. Рассмотрите чешую рыбы. Опишите ее.

На голове рыбы найдите два отверстия — ноздри. Рассмотрите глаза (без век), расположенные по бокам головы. Сзади головы найдите жа­берные крышки, которые прикрывают органы дыхания — жабры. Пона­блюдайте за движением жаберных крышек и установите связь между движением рта и жаберных крышек.

Найдите на теле рыбы парные плавники (грудные и брюшные), непарные плавники (спинной, подхвостовой (анальный) и хвостовой.

Понаблюдайте, как плавает рыба, какой орган имеет наибольшее значе­ние в ее передвижении. Последите, какие плавники движутся, когда рыба стоит на месте, когда всплывает к поверхности воды или погружается вглубь.

Бросьте в банку мотыля или трубочника. Как реагирует рыба на появле­ние корма? Как она хватает его? Постучите стеклянной палочкой по стен­ке банки. Какова реакция рыбы на этот раздражитель?

На боках тела расположена боковая линия — важный орган чувств, помо­гающий рыбе ориентироваться в воде. Рассмотрите при помощи лупы чешуи, расположенные по средней линии вдоль боков тела. Найдите от­верстия (поры), ведущие в каналы органов боковой линии.

В конце работы сделайте вывод: в чем выражается приспособление внешнего строения рыбы к жизни в воде?

При фронтальной работе учитель комментирует и дополняет ответы уча­щихся (при самостоятельной работе учащиеся делают записи по каждому пункту, используя материал §39).

Заключение и анализ

Какая же из наших рыб лучше всех приспособилась к факторам водной среды?

Учащиеся заполняют вторую половину таблицы.

Домашнее задание

§39, вопросы после параграфа. Составить рассказ о внешнем строении рыбы с использованием рис. 167-168.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь