Тема урока: Особенности внешнего строения рыбы в связи со средой обитания.
Цели урока: Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде, продолжить формирование умений наблюдать за живыми животными, формирование умений работать с учебником: находить в тексте ответы на вопросы, пользоваться текстом и рисунками для выполнения самостоятельных работ.
Оборудование: Таблица: «Тип Хордовые. Класс Рыбы», живые рыбы, лупы, чешуя рыбы.
Ход урока
Организационный момент
Активизация знаний
О Назвать обшие для хордовых черты организации. Аргументировать деление типа на подтипы. Изобразить в виде схемы классификацию хордовых до классов.
О В чем состоят особенности организации бесчерепных, связанные с их условиями существования и образом жизни.
О Выберите из списка общие признаки хордовых животных.
а) скелет наружный, хитиновый или известковый;
б) скелет внутренний, хрящевой или костный;
в) животные имеют лучевую симметрию;
г) двуслойные животные (тело развивается из двух зародышевых листков);
д) животные двусторонне-симметричные.;
е) трехслойные животные (тело развивается из трех зародышевых листков);
ж) кровеносная система замкнутая;
з) кровеносная система незамкнутая;
и) у всех вторичная полость тела;
к) у большинства хорошо развит головной мозг; л) сердце расположено на брюшной стороне тела.
Ответы: б; д, е, ж, и, к, л.
О Дать характеристику ланцетнику как низшему хордовому животному (указать характерные признаки).
О Подпиши указанные органы и части тела ланцетника.
(Учашимся предлагается рис. 164, стр. 115 без подписей. Они должны подписать: хорду, нервную трубку, спинной и хвостовой плавники, рот со щупальцами, жаберные щели, глотку, печеночный вырост, кишку, анус, миомеры, спинной и брюшной кровеносные сосуды, жаберные артерии).
III. Изучение новой темы
На доске — схема классификации хордовых до классов.
Тип |
Хордовые |
|||||
Подтип |
Бесчерепные |
Черепные, или Позвоночные |
||||
Класс |
Ланцетники |
Рыбы |
Амфибии |
Рептилии |
Птицы |
Млеко питающие |
Рыбы — наиболее древние позвоночные животные, исконные обитатели водной среды, в которой жили и все их предки, начиная с первичных организмов, и в которой исторически сложился тип хордовых животных. В отличие от позвоночных высших групп, у которых в связи с переходом к наземной жизни наиболее древние и характерные черты строения сильно изменены или утрачены, рыбы как первичноводные позвоночные дают нам ключ к пониманию строения более примитивных хордовых. Из всех групп примитивных хордовых костистая рыба наиболее доступна для непосредственного изучения. Рыбы отличаются самым большим разнообразием в мире позвоночных животных. Если млекопитающих, птиц, рептилий и амфибий вместе взятых насчитывается не более 18 ООО видов, то число видов рыб превышает 22 ООО. Рыбы значительно различаются по размерам, окраске, строению, физиологии. Длина тела может быть менее 1 см (бычок люционский мистихтис и карликовая пандака) и более 20 м (китовая и гигантская акулы), масса варьирует от 1,5 г до 12—14 тонн. Диапазон обитания рыб охватывает различные биозоны — от высокогорных водоемов до предельных океанских глубин (самая глубоководная рыба — абиссобротула из семейства ошибиевых рыб обнаружена в желобе Пуэрто-Рико на глубине 8370 м). Температурные условия жизни рыб также разнообразны — от —2,1 °С (антарктические воды) до +50″С (термальные источники). Господствуют они как в морских, так и в пресных водоемах. Рыбы разных местообитаний различаются между собой, но вместе с тем они имеют общие черты строения. Рассмотрим их.
Учитель обсуждает с учащимися, какие особенности существуют у водной среды. В процессе обсуждения составляется таблица (см. ниже) и заполняется ее первая колонка
Факторы водной среды |
Приспособления к факторам среды |
Большая плотность воды Прозрачность Способность растворять различные вещества, малое содержание кислорода Текучесть |
Обтекаемая форма тела, слизь, черепитчатое расположение чешуй, плавники Защитная окраска; глаза — органы зрения Жаберное дыхание, обоняние Органы боковой линии ощущают направление тока воды, силу течения |
Высокое давление на больших глубинах Сильное поглощение солнечных лучей (солевой режим, свойства грунта, течения и др.) |
Форма тела меняется от веретенообразной у неглубоководных видов к лентовидной у глубоководных и дисковой у донных Глубоководные рыбы имеют светящиеся органы, огромные глаза, это рыбы красного, фиолетово-черного, черного цвета или не окрашенные вовсе |
Организуется лабораторная работа. Учащиеся получают живых рыб в баночках с водой и инструктивные карточки для выявления во внешнем строении рыбы черт приспособленности к жизни в воде.
Лабораторная работа 5 «Изучение внешнего строения и особенности передвижения рыб»
Инструктивная карточка
Рассмотрите внешний вид рыбы, плавающей в банке, определите форму ее тела и объясните, каково ее значение в жизни рыбы.
Найдите голову, туловище и хвост рыбы. Посмотрите, может ли рыба повернуть голову в левую или правую сторону. Какой вывод можно сделать из наблюдения?
Рассмотрите окраску тела рыбы. Одинакова ли она на спинной и брюшной, боковой сторонах. Какое значение имеет такая окраска в жизни рыбы?
Рассмотрите, как на теле располагаются чешуи. Все ли они одинаковы? Если нет, то чем различаются. Подумайте, какое значение имеет наблюдаемое вами расположение чешуи в жизни рыбы. Рассмотрите чешую рыбы. Опишите ее.
На голове рыбы найдите два отверстия — ноздри. Рассмотрите глаза (без век), расположенные по бокам головы. Сзади головы найдите жаберные крышки, которые прикрывают органы дыхания — жабры. Понаблюдайте за движением жаберных крышек и установите связь между движением рта и жаберных крышек.
Найдите на теле рыбы парные плавники (грудные и брюшные), непарные плавники (спинной, подхвостовой (анальный) и хвостовой.
Понаблюдайте, как плавает рыба, какой орган имеет наибольшее значение в ее передвижении. Последите, какие плавники движутся, когда рыба стоит на месте, когда всплывает к поверхности воды или погружается вглубь.
Бросьте в банку мотыля или трубочника. Как реагирует рыба на появление корма? Как она хватает его? Постучите стеклянной палочкой по стенке банки. Какова реакция рыбы на этот раздражитель?
На боках тела расположена боковая линия — важный орган чувств, помогающий рыбе ориентироваться в воде. Рассмотрите при помощи лупы чешуи, расположенные по средней линии вдоль боков тела. Найдите отверстия (поры), ведущие в каналы органов боковой линии.
В конце работы сделайте вывод: в чем выражается приспособление внешнего строения рыбы к жизни в воде?
При фронтальной работе учитель комментирует и дополняет ответы учащихся (при самостоятельной работе учащиеся делают записи по каждому пункту, используя материал §39).
Заключение и анализ
Какая же из наших рыб лучше всех приспособилась к факторам водной среды?
Учащиеся заполняют вторую половину таблицы.
Домашнее задание
§39, вопросы после параграфа. Составить рассказ о внешнем строении рыбы с использованием рис. 167-168.