Поурочные планы по географии для 9 класса (34 часа)

0
1920
бактерии

Список тем:

  1. Экономико-географическое положение Казахстана. Природные условия и ресурсы.
  2. Население и его плотность.
  3. Трудовые ресурсы.
  4. Общая характеристика хозяйства.
  5. ТЭК. Топливная промышленность.
  6. Электроэнергетика.
  7.  Практическая работа «ТЭК Казахстана».
  8. Контрольная работа.
  9. Металлургический комплекс. Цветная и черная металлургия.
  10. Машиностроительный комплекс. Химическая промышленность.
  11. Промышленность строительных материалов.
  12. Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство. Растениеводство Казахстана.
  13. Казахстан – крупный животноводческий район.
  14. Пищевая и легкая промышленность. Отрасли социальной инфраструктуры.
  15. Обобщение. Повторение.
  16. Контрольная работа.
  17. Комплекс транспорта и коммуникаций Казахстана. Железнодорожный и автомобильный транспорт.
  1. Водный, воздушный и трубопроводный транспорт.
  2. Экономическое районирование. Центральный Казахстан.
  3. Хозяйство Центрального Казахстана.
  4. Восточный Казахстан.
  5. География хозяйства Восточного Казахстана.
  6. Западный Казахстан.
  7. География хозяйства Западного Казахстана.
  8. Контрольная работа.
  9. География хозяйства Северного Казахстана.
  10. Южный Казахстан.
  11. География хозяйства Южного Казахстана.
  12. Обобщение. Повторение.
  13. Международные отношения.
  14. Международные организации.
  15. Обобщение. Повторение. Подготовка к контрольному тестированию.
  16. Контрольная работа.
  17. Повторение.

Пример разработки урока:

Урок 9.

Металлургический комплекс. Цветная и чёрная металлургия.

Тема: Металлургический комплекс. Цветная и чёрная металлургия.

Цели:

  1. Сформировать знания о составе и значении металлургического комплекса, разъяснить его роль в народном хозяйстве;
  2. Развивать умение работать с картой и диаграммами;
  3. Патриотическое воспитание.

Метод обучения: словесный.
Форма организации: коллективная.
Тип урока: комбинированный.
Технологии: разноуровневая дифференциация, проблемное обучение.

Вид урока: проблемное обучение.

Оборудование: Экономическая карта Казахстана.

Ход урока.

I. Организационный момент: Приветствие. Выявление отсутствующих.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Значение электроэнергетики (влияет на территориальное расположение и развитие всех производительных сил промышленности и общества, ведущая отрасль экономики; главное направление НТР; увеличивается спрос там, где широко внедряются новые технологии, автоматизация и компьютеризация; всего в Казахстане вырабатывается 63,7 млрд. кВт•час).
  2. Факторы расположения электроэнергетических предприятий (наличие ресурсов, близость потребителя; высокоэнергозатратные предприятия – алюминиевая, магниевая, титановая, ферросплавов, строится вблизи электростанций; для 1 т. алюминия нужно 18 тыс. кВт•час, а магния – 20 тыс. кВт•час).
  3. ГРЭС, ТЭС и ТЭЦ (90% электроэнергии, работают на угле, мазуте, газе; 20 ТЭС работают на экибастузском угле в Казахстане, на Урале, в Сибири; ГРЭС-1 и ГРЭС-2 в Экибастузе имеют мощность по 4 млн. кВт•час; Улкен; в Павлодарской области Аксуская ГРЭС мощностью 2,4 млн. кВт•час обеспечивает завод ферросплавов; две ГРЭС возле Караганды, Жамбылская – 1,3 млн. кВт•час, в Актобе, Алматы).
  4. Влияние ТЭС на окружающую среду (зола, дым, высота труб должна быть не менее 300 м с фильтрами для улавливания газов).
  5. ГЭС (8%, в горных районах на востоке и юго-востоке, можно получать 160 млрд. кВт•час; третье место после России и Таджикистана, не загрязняют атмосферу, низкая себестоимость; Иртышская, Бухтарминская, Усть-Каменогорская, Шульбинская мощностью 1,3 млн. кВт•час; мелкие: Ульбинская, Хайрузовская, Тургусунская, Тишинская – на Алтае: на Или – Капшагайская, на Сырдарье – Шардаринская; на Малой и Большой Алматинке каскады ГЭС).
  6. АЭС (была в Актау мощностью 350 кВт•час; количество тепла, выделяемое 1 кг. урана =2,5 тыс. т угля).
  7. ВЭС (избыток ветра в западной и центральной части; на шестидесяти установках может работать один человек; в Жонгарских воротах можно поставить станцию мощностью более 6000МВт).
  8. Единая энергосистема (необходимо создать, отсутствие задерживает развитие экономики; Алтайская, Алматинская, Центрально-Казахстанская, Павлодарская, Актюбинская, Северо-Казахстанская связана с Восточной и Центрально-Казахстанской; Алматинская через Бишкек – с Жамбылской и ЮК и далее с Узбекистаном; Актюбинская – с Уральской и Поволжьем; протяженность энергосистемы 450 тыс. км, половина нуждается в ремонте и устарели).

III. Всесторонняя проверка знаний.

  1. Параллели имеют направление (запад-восток).
  2. Самая высокая вершина Заилийского Алатау (Талгар).
  3. Природная зона, отличающаяся высоким плодородием почв (степь).
  4. Длительность вегетационного периода на казахстанской части Западно-Сибирской равнины составляет (160-170дней).
  5. Столица Казахстана Астана расположена на (Казахском мелкосопочнике).
  6. Самая мутная река Казахстана (Сырдарья).
  7. Урбанизация – это (процесс роста городского населения).
  8. Сельское население преобладает в области (Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской).
  9. В полупустынях Казахстана получили развитие (светло-каштановые почвы).
  10. К невозобновимым природным ресурсам относят (нефть, газ).
  11. По Аральскому морю проходит граница Казахстана с (Узбекистаном).
  12. Академия наук Казахстана была образована в (1946г).
  13. Человек создал новые природные комплексы (поля, сады, огороды, парки).
  14. От овцеводства получают (шерсть, шкуры, кожа).
  15. Водные объекты на географических картах обозначены каким цветом?
  16. Туранская низменность располагается на … Казахстана (юго-западе и юге).

IV. Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока.

Проблемный вопрос: На чем основываются принципы размещения металлургии?

V. Объяснение новой темы.

  1. Металлургический комплекс (тяжелая промышленность; процесс получения металлов из руд или других материалов, изменения химического состава, структуры и свойства металлических сплавов определенной формы; масштабы металлургии – в первую очередь стали – характеризуют технико-экономический уровень страны; две отрасли – черная и цветная).
  2. Цветная металлургия (включает добычу, обогащение, производство, обработку, прокат, переработку отходов; 5 групп цветных металлов на стр.36, таб.1; коррозиестойкие – олово, свинец, никель, жаростойкие – титан; электропроводники – алюминий, медь, серебро; в Казахстане развивается с 1717 года на Алтае; сакский воин – V в. до н. э.; полиметаллический комбинат в Риддере, медеплавильный в Карсакпае; Сатпаев открыл Жезказганское месторождение меди, где добываются также рений, осмий-187, галлий и др.).
  3. Медь (основа – медный колчедан; в составе руды от1,5 до 8%; для переработки 1 тонны нужно 100 т сырья; Балхашская медь – эталон качества на Лондонской бирже; с 1995 года в Жезказгане управляет южнокорейская корпорация «Самсунг», с 1997 г объединилась с Балхашским комбинатом, теперь называется «Казахмыс», производит: медь, свинец, свинцовую пыль, перенат аммония, электродный медный остаток, серную кислоту и 12 видов товаров народного потребления; всего добывается 432,4 млн. т в год; месторождения в Саяке, Конырате, Бозшаколе, Жиланды, Улытау; в поселке Глубокое близ Усть-Каменогорска действует медеплавильный завод; бронза – сплав меди с оловом; мельхиор – с никелем; дюралюминий – с алюминием; латунь – с цинком).
  4. Свинцово-цинковые руды (полиметаллы – свинец, цинк, серебро, титан, магний, сурьма, медь, мышьяк; Шымкент на рудах Мыргалымсая, Ащысая, Байжансая –15 видов продукции; в Жонгарском Алатау – Текели, Коксу; в Центральном Казахстане – Жайрем; на Алтае – Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, где льют и золото).
  5. Золото (третье место в СНГ, первая десятка в мире; Акбакай, Аксу, Жолымбет, Бестобе, Майкаин, Бакырчик; Рудный Алтай – большая часть серебра).
  6. Алюминий, титан, магний (алюминий – из бокситов, начали получать в чистом виде в начале XIX века; глинозем – оксид алюминия, получают на Павлодарском алюминиевом заводе, чистый алюминий – в Новокузнецке, сырье – Тургайские бокситы; Аксуйский титано-магниевый завод).
  7. Вольфрам (первое место в мире по запасам, Караоба, Акшатау, Верхний Кайракты, Северный Кайнар, Баян).
  8. Редкие металлы (группа металлов, использующихся в небольших количествах или относительно новых в технике; для переработки необходимы сотни тонн руды, много воды и энергии; при плавке редких металлов вводят в состав других металлов, что придает им прочность, тугоплавкость, огнеупорность, твердость).
  9. Черная металлургия (предприятия по добыче, обогащению рудного и нерудного сырья, производство огнеупоров, продуктов коксохимии, выплавка чугуна, стали, прокат, ферросплавы, трубы, передел – рельсовые скрепления, белая жесть, оцинкованное железо; обогащение – совокупность процессов первичной переработки сырья; черные металлы – промышленное название железа и его сплавов – чугун, сталь, ферросплавы; в составе сплавов – углерод, кремний, марганец, фосфор, сера; сталь – если углерода не более 2%; чугун – 2-6% углерода; чугун плавят в доменных печах, сталь – в мартеновских, конверторных электрических печах).
  10. Прокатное производство (получение из стали и других металлов путем прокатки различных изделий и полуфабрикатов, а также дополнительная обработка металлов с целью улучшения качества; месторождения железа – Соколовско-Сарбайское – открыто в 1949 году летчиком М. Сургутановым, Лисаковское, Аятское, Качарское, Атасуское, Каражалское; марганец – в Жезды, Каражале, Ушкатыне; в металлургии применяется топарская известь, Алексеевский доломит, огнеупорная глина, кварцитовая руда).
  11. Металлургические комбинаты (ферросплавы – сплавы железной руды с другими элементами; в Актобе – никель и хром; Карагандинский металлургический комбинат – управляет английская фирма «Испат-Кармет»; Темиртау; Аксу – ферросплавы, хром сюда поступает из Актюбинской области, кокс из Караганды, электроэнергия – с Аксуской ГРЭС).
  12. Экологические проблемы черной металлургии (необходимы пылеулавливающие приборы, фильтры, трубы большой высоты, внедрение безотходных технологий).

VI. Усвоение новой темы.

Работа с картами на стр. 42 и 47, специализация, концентрация, комбинирование
VII. Домашнее задание. § 8,9, таб. 1 и 1а, диаграммы8,9, сх. 5, контурная карта

VIII. Подведение итогов урока.

Комментирование оценок.

Вывод:

В настоящее время пред промышленными предприятиями стоит задача внедрения безотходных технологий. Масштабы металлургии – в первую очередь стали – характеризуют технико-экономический уровень страны.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь