Поурочное планирование по истории для 9-го класса (46ч)

0
1514

Список тем:

  1. Введение в курс новейшей истории мира.
  2. Первая мировая война.
  3. Революционно-демократические движения в России и странах центральной Европы после первой мировой войны.
  4. Великобритания.
  5. Франция.
  6. Германия.
  7. Италия.
  8. Испания.
  9. страны центральной и юго-восточной Европы (ЦЮВЕ).
  10. Советская Россия. СССР.
  11. Соединенные штаты Америки. Канада.
  12. Страны Латинской Америки.
  13. Япония.
  14. Китай. Монголия.
  15. Государства Юго-Восточной Азии.
  16. Индия.
  17. Иран. Афганистан (2ч).
  18. Турция (2ч).
  19. Арабские страны Азии.
  20. Арабские страны Африки (2ч).
  21. Социально-экономические и политические сдвиги в Арабских странах Африки после первой мировой войны.
  22. Международные отношения в межвоенный период.
  23. Международные отношения в период утверждения фашизма в Германии.
  1. Образование блока агрессивных держав во время второй мировой войны.
  2. Вторая мировая война — 1939-1945 гг. Азиатско -Тихоокеанский театр военный действий.
  3. Образование антигитлеровской коалиции. Завершение второй мировой войны..
  4. Великобритания.
  5. Франция.
  6. Федеративная республика Германия.
  7. Италия. Испания.
  8. Португалия. Греция.
  9. Страны Северной Европы.
  10. Европейская интеграция и Европейский Союз.
  11. Страны центральной и юго-восточной Европы.
  12. Страны восточной Европы в 1960-200-е гг.
  13. Канада.
  14. США. Канада.
  15. Страны Латинской Америки.
  16. Советский Союз. Российская федерация.
  17. Китай. Монголия. Корейская народно-демократическая республика.
  18. Страны Юго-восточной Азии. Индия. Страны Южной Азии.
  19. Иран. Афганистан. Турция.
  20. Арабские страны Азии.
  21. Арабские страны Африки.
  22. Международные отношения во второй половине XX — начале XXI в.
  23. Развитие науки и культуры, литературы и искусства.

Пример разработки урока:

“Введение в курс новейшей истории мира”

Цель урока: обновить знания, полученные при изучении всемирной истории в 8 классе.

Составить представление о материале, который будет изучаться в течение учебного года и подготовить к его усвоению. Создать условия для начала формирования исторического мировоззрения и понимания особенностей развития в новейшее время.
Задачи:
Развивающая – создать условия для формирования навыка выделения главного от косвенного материала учебника, работы в коллективе и умения вести аргументированную беседу по указанной теме, а также навыка классификации.
Образовательная – создать условия для понимания общественно-политической и экономической ситуации в мире в начале XX века.
Воспитательная – создать условия для формирования гражданской позиции, умения слушать оппонента и т.д.

Оборудование урока: политическая карта мира, схема-классификатор, термины, даты, планшеты, маркеры и т.д.

План урока

  1. Вводная часть.
  2. Формирование вопроса. Версии.
  3. Разработка рабочей гипотезы.
  4. Работа в микрогруппах. Монтаж.
  5. Формулировка суждения.
  6. Вывод (самоконтроль).
  7. Домашнее задание.

Ход урока

Вводная часть.

Курс “Новейшая история мира” охватывает события новейшей истории человечества. Этот период истории начинается со времен Первой мировой войны 1914—1918 гг. и продолжается до наших дней. Программа курса новейшей истории стран Европы и Америки, Азии и Африки ориентирована на комплексное изучение социально-экономических, политических и духовных процессов человеческого общества. В хронологическом плане новейший период тесно связан с важнейшими событиями XX в. Процессы XX столетия характеризуются скоростью и глубиной изменений, революционностью перемен и их всемирным масштабом.

Прежде всего глубокие перемены наметились в экономическом развитии и в условиях жизни людей. Мир вступил в новый этап индустриальной эпохи. Развитие средств коммуникаций и транспорта, усовершенствование двигателей внутреннего сгорания создали возможности для освоения огромных, ранее недоступных территориальных пространств. Большая часть XX в. находилась под знаком господства развитых стран: Великобритании, Франции, Германии, Италии, США, Японии, СССР (России). При изучении курса “Новейшая история мира” школьная программа эпоху новейшей истории делит на два периода.

Первый (1914—1945 гг.) связан с глубоким расколом европейского общества, формированием и укреплением системы государственно-монополистического капитализма и тоталитарных общественных систем. К началу XX в. окончательно оформляется колониальная система империализма за счет захвата и подчинения народов Азии, Африки и Латинской Америки. Опутанные сетью неравноправных договоров, кабальных займов и военных союзов, формально независимые государства оказались в зависимости от ведущих промышленно развитых стран.

Окончание Второй мировой войны в 1945 г. вызвало качественное переустройство мирового политического пространства, положило начало “холодной войне” и переходу к биполярной модели международных отношений между миром социалистических и капиталистических стран.

Послевоенный период с 1945 г. и по настоящее время трак¬туется как второй этап новейшей истории, включающий процессы постепенной трансформации индустриальной цивилизации и перехода ее в новое качество — постиндустриальное общество. Основным фактором, характеризующим динамику этого периода, стало возрастание роли науки в общественном производстве, приведшее во второй половине XX в. к научно-технической революции (НТР).

В 40—70-е годы западноевропейское общество, опираясь на идеи британского экономиста Дж. Кейнса, в социально-экономической практике организации хозяйства использовало модель “массового производства — массового потребления”. Главным отличительным признаком этой модели стало то, что государство попыталось регулировать социально-экономическое развитие общества. В социальной сфере государство проводило политику “выравнивания доходов” путем перераспределения части доходов от более имущих к менее имущим слоям через налоговую политику.

В большинстве капиталистических стран государство активно поддерживало муниципальное жилищное строительство, программы развития образования и здравоохранения, помощи беднякам. Государство ввело гарантированный минимум заработной платы, определило максимальную продолжительность рабочей недели, установило контроль за увольнениями.

С 80-х годов XX в. страны Западной Европы и США перешли к другой модели развития общества. Главной целью реформ явилось ослабление государственного вмешательства в экономические процессы и создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

Ударной силой экономических реформ 80-х годов стала приватизация: распродажа акций государственных компаний в частные руки, снижение налогообложения, ослабление государственного контроля за ценами и производством, расширение свободы фирм при торгово-финансовых операциях. Главным двигателем новой хозяйственной системы стала частнопредпринимательская инициатива, а регуляторные функции возлагались на рыночно-конкурентные механизмы.

Крушение колониальной системы стало одним из крупнейших событий второй половины XX в.

Первоначально распад колониальной системы охватил Азию и Северную Африку. С 1960 г. центром освободительного движения стала Черная Африка. К началу 70-х годов около 125 государств Азии, Африки и Латинской Америки получили независимость и стали суверенными государствами.

Колониальные империи ушли в прошлое.

Неотъемлемой частью второго периода новейшей истории является эволюция социалистической системы, завершившаяся распадом СССР и началом постсоциалистической трансформации стран

Восточной Европы и Евразии. Воссоединение Германии и крах СССР явились концом “холодной войны”.

Во второй половине XX в. в Европе и других районах мира наметилось движение к интеграции (прежде всего, к экономической). Наиболее ярко этот процесс выражен в Западной Европе, где в 1992 г. был подписан договор о Европейском союзе. Интеграционные процессы наблюдаются в Африке, Азии, Латинской Америке.

Попытки интеграции намечаются и на постсоветском пространстве. 10 октября 2000 г. Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан создали Евразийское экономическое сообщество (ЕвразЭС), президенты Казахстана, России и Беларуси подписали документ о формировании единого Таможенного союза.

На основе объективного изучения событий новейшей истории стран Запада и Востока должно формироваться патриотическое воспитание молодежи. Героическая борьба народов за свободу и независимость, подвиги героев многих стран, биографии талантливых политических военных руководителей и их деятельность во благо своего Отечества могут стать примерами подражания для казахстанской молодежи.

Выдающиеся политические и государственные деятели XX в. У. Черчилль, Ф. Д. Рузвельт, Ш. де Голль, К. Аденауэр, М. Кемаль Ататюрк, М. К. Ганди, Дж. Неру, Сунь Ятсен, А. Сукарно, Г. А. Насер, М. Джинна, Хо Ши Мин, Н. Мандела, М. Тэтчер, Б. Н. Ельцин и другие внесли неоценимый вклад в дело развития и свободы своих стран. Имена их навеки остались в анналах истории XX в.

XX в. вошел в историю как век невиданного взлета науки и техники, многих видов искусства, которые обогатили человеческую цивилизацию. Люди овладели силой атома, раскрыли строение молекулы и генов, исследуют секреты космоса, широко применяют достижения биотехнологии, радиоэлектроники, компьютерной техники. Мировое развитие многократно усилилось в начале XXI в.

Вместе с тем человечеству угрожают новые опасности (международный терроризм, наркобизнес, инфекционные болезни, изменения окружающей среды, нехватка питьевой воды, продовольствия, природных ресурсов). Продолжается совершенствование оружия массового уничтожения (ОМУ).

Растет разрыв между богатым и бедным населением мира. На наших глазах разразился мировой финансово-экономический кризис, который усугубляет материальное положение многих людей.

Для решения этих проблем требуется взаимодействие всех государств. Необходимо выработать новые правила взаимоотношений между странами, создать новую систему международных отношений, основанных на доверии и уважении интересов всех народов, на отказе от алчности и имперских эгоистических устремлений отдельных сверхдержав. Жизнь развивается и ее нескончаемые тайны ждут своих исследователей. Открыть, познать, использовать их во благо людей и нашей прекрасной Родины — Казахстана — предстоит нынешней молодежи.

Закрепление.
Вопросы для самоконтроля:

  • дайте общую характеристику общественно-политической ситуации в мире в начале XX века.
  • Назовите основные периоды в новейшей истории.
  • Какие события происходили в мире после второй мировой войны.

Домашнее задание. Выучить основные даты.
Рефлексия.