Поурочные планы по географии для 6 класса (51 час)

0
1197
физика

Список тем:

  1. Что такое физическая география? Как накапливались сведения о Земле.
  2. Положение Земли в Солнечной системе. Форма и размеры Земли.
  3. Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.
  4. Ориентирование на местности. Масштаб. Практическая работа.
  5. План местности. Съемка простого плана местности. Практическая работа.
  6. Глобус. Переход от глобуса к карте.
  7. Особенности изображения параллелей и меридианов на различных картах. Классификация карт по содержанию и масштабу.
  8. Особенности изображения земной поверхности на картах. Сравнение карты с планом. Значение карты.
  9. Строение Земли. Учение о литосферных плитах.
  10. Горные породы, слагающие земную кору.
  11. Движение земной коры. Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры.
  12. Горы. Различие гор по высоте. Образование гор. Складчатые и складчато-глыбовые горы. Изменение гор.
  13. Равнины. Образование и изменение равнин.
  14. Горы и равнины дна океана. Хозяйственное использование поверхности Земли и ее охрана.
  15. Обобщение. Повторение.
  16. Контрольная работа.
  17. Состав и строение атмосферы.
  18. Атмосферное давление. Температура воздуха.
  19. Водяной пар. Туман. Облака.
  20. Атмосферные осадки. Ветер.
  21. Погода.
  22. Влияние вращения Земли вокруг Солнца на распространение тепла и света на земной поверхности. Тепловые пояса.
  1. Климат.
  2. Практическая работа «Климат нашей местности».
  3. Практическая работа «Составление температурных графиков».
  4. Мировой океан. Температура и соленость.
  5. Температура и соленость морской воды. Движение вод океана.
  6. Океаны и моря на службе у человека.
  7. Реки и озера.
  8. Подземные воды. Ледники и их значение.
  9. Охрана поверхностных вод. Практическая работа.
  10. Контрольная работа.
  11. Понятие о биосфере. Живые организмы.
  12. Разнообразие живых организмов и закономерности их распространения.
  13. Влияние живых организмов на оболочки Земли.
  14. Географическая оболочка – особая комплексная оболочка Земли.
  15. Экваториальные, субэкваториальные леса и саванны.
  16. Тропический и субтропический пояса.
  17. Умеренный, субполярный и полярный пояса.
  18. Высотная поясность гор. Охрана природных комплексов.
  19. Обобщение. Повторение.
  20. Контрольная работа.
  21. Население Земли.
  22. Практическая работа «Гидросфера».
  23. Расы.
  24. Государства на политической карте мира.
  25. Практическая работа «Казахстан и политическая карта мира».
  26. Казахстан на карте мира.
  27. Обобщение. Повторение.
  28. Контрольная работа.
  29. Повторение.

Примеры уроков:

Урок 9.

Строение Земли. Учение о литосферных плитах

Тема: “Строение Земли. Учение о литосферных плитах.”

Цели:

  1. Сформировать знания об оболочках Земли и строении земной коры.
  2. Развивать умение работать с картой.
  3. Воспитывать интерес к предмету.

Метод обучения: словесный.

Форма организации: коллективная.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: проблемное обучение.

Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Таблица «Строение Земли». 2. Карта литосферных плит.

I. Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Особенности изображения земной поверхности (расстояние на мелкомасштабных картах можно определить лишь приблизительно).Изображение рельефа Земли (отдельные вершины и впадины обозначаются цифрами – Хан-Тенгри, Карагие, Белуха).
  2. Изображение поверхности вод (самые глубокие места обозначены цифрами; реки, озера)
  3. Изображение населенных пунктов (железнодорожные, морские пути, автомобильные, государственные границы).
  4. Сходства и различия плана и географической карты (разница масштаба; градусная сетка; охват территории; разница условных обозначений).
  5. Значение карты в жизни человека (особенности местности, поиск полезных ископаемых, земледелие, строительство, гидроэлектростанции, заводы, дороги, морской и воздушный транспорт, оборона, карта прогнозов погоды, научные исследования почвы, растительности, населения, промышленности, сельского хозяйства; в 1999 г. праздновали столетие Сатпаева, составившего карту прогноза месторождений полезных ископаемых).

III. Всесторонняя проверка знаний.

  1. Где на картах самая короткая параллель? (На полюсах)
  2. Можно ли использовать план местности для определения географических координат? (Нет)
  3. Если в полдень (в северном полушарии) летом вы идете на север, то где от вас будет тень? (Впереди)
  4. Как называется остров, о котором говорят: «футбольный мяч, расположенный у носка итальянского сапога»? (Сицилия)
  5. Какой пролив соединяет два моря, два океана и разъединяет два материка и два государства? (Берингов пролив)
  6. Название каких гор в переводе на русский язык означает «жилище снегов»? (Гималаи)
  7. Название какой пустыни означает «щит»? (Намиб)
  8. Название какой реки в переводе означает «река в стране черных людей»? (Нигер)
  9. Какую страну Океании называют по праву «трижды открытой»? (Новую Зеландию)
  10. Какая из стран носит название драгоценного металла? (Аргентина)
  11. Яд кураре получают из (Корней кустарника стрихнос)
  12. Самое большое островное государство в мире (Индонезия)

IV. Подготовка к объяснению новой темы.

Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Какую форму имеет Земля? Какое внутреннее строение земли? Почему на Земле постоянно происходят землетрясения?

V. Объяснение новой темы.

  1. Внешнее строение Земли. Оболочки Земли (атмосфера; 2/3 поверхности – вода – гидросфера; биосфера)
  2. Внутреннее строение Земли (самые глубокие скважины 15 км; земной шар состоит из 3 слоев: земной коры, толщиной от 30-40 км на равнинах до 70-80 км в горах, в океанах 5-10 км; на глубине 2900 км расположена мантия, составляет 83% объема Земли и 67% ее массы; ядро – радиус 3500 км, из железа и никеля, внешнее ядро расплавлено, внутреннее – твердое)
  3. Литосфера (земная кора и верхняя часть мантии; толщина литосферы 15-70 км; температура мантии от 100 до 150°С, в нижней +3800°С)
  4. Литосферные плиты (крупные блоки земной коры, двигаются со скоростью 2-5 см/год; восходящие потоки расплавленной мантии разрывают земную кору, образуя глубинные разломы)
  5. Срединно-океанические хребты (высота 2000 -3000м, длина несколько тысяч км, рассечены ущельями – океаническими рифами, сужающими книзу, на дне впадин – вулканы и горячие источники; магма наращивает края плит; океаническая кора погружается под материковую, образуя желоба; Курильские острова, горы Анды, плита Наска, Гималаи, Уральские горы)

VI. Усвоение новой темы.

  1. Красное море образовалось в результате (Медленных колебаний земной коры)
  2. Как называется твердая оболочка Земли, охватывающая земную кору и часть поверхности мантии? (Литосфера)
  3. Как изменяется температура по мере продвижения к центру Земли? (Повышается)

VII. Домашнее задание.

VIII. Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Плиты земной коры перемещаются не только в горизонтальном направлении, но и вверх-вниз. В связи с этим ранее образовавшиеся горы становятся выше, а отдельные части материков опускаются (тонут).