Поурочное планирование по физике для 7-го класса (20 часов)

0
1095

Список тем:

  1. Явление природы. Физика-наука о природе. Физика и техника.
  2. Физический эксперимент. Физическая теория.
  3. Материальная точка. Траектория движения. Путь и перемещение.
  4. Равномерное и неравномерное движение. Скорость.
  5. Средняя скорость неравномерного движения. График равномерного движения.
  6. Инерция. Пространство и время.
  7. Взаимодействие тел. Масса тела.
  8. Деформация. Закон Гука.
  9. Лабораторная работа «Измерение жесткости пружины»
  10. Сила трения. Учет влияния трения в технике.
  1. Явление тяготения. Сила тяжести.
  2. Сила тяжести на других планетах. Вес тела. Невесомость.
  3. Работа силы. Мощность.
  4. Энергия. Потенциальная и кинетическая.
  5. Потенциальная энергия тела, на которое действует сила тяжести. Потенциальная энергия пружины.
  6. Потенциальная энергия деформированной пружины.
  7. Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии
  8. Равновесие рычага. Рычажные весы. Простые механизмы.
  9. Момент силы.
  10. Поверхностное натяжение жидкости. Смачивание капиллярные явления.

Пример разработки урока:

Урок 1. Тема “Явление природы. Физика-наука о природе. Физика и техника.”

Цели:

  1. Объяснить необходимость изучения физики, роль органов чувств человека.
  2. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности.
  3. Воспитать интерес к физике.

Проверка домашнего задания.

Ход урока:

I. Организационный момент
II. Вступительная беседа
Во вступительной части учитель рассказывает, что будут изучать учащиеся в этом учебном году, какие задания их ждут.
Также необходимо напомнить технику безопасности на уроках физики и во время проведения лабораторных работ.

III. Новый материал

План:
1. Возникновение физики
2. Органы чувств человека как источник информации

По словам французского писателя Жозефа Эрнеста Ренана (1823-1892), «каждый школьник знаком теперь с истинами, за которые Архимед отдал бы жизнь». За последние 400 лет человеческая цивилизация прошла путь познания, неизмеримо больший, чем за всю свою предшествующую историю.

За эти годы люди освоили географию и недра Земли, покорили океан. Человек создал устройства, позволившие ему летать и передвигаться по земле с огромной скоростью, общаться с жителями других континентов, не выходя из собственного жилища, и видеть происходящее в иных краях. Он освоил источники энергии, решил проблемы обеспечения пищей, научился предотвращать эпидемии самых страшных болезней.

Эти достижения – плоды научного подхода к познанию природы. Научный дух зародился в Древней Греции. На смену мифам пришли натурфилософские представления о материи, пространстве и времени. Стало возможным от наблюдений перейти к размышлениям об устройстве мира, причинах и первоосновах происходящего на Земле. Именно «древнегреческому чуду» люди обязаны зарождением физики – науки, преобразовавшей жизнь человека за сотые доли исторического пути цивилизации.

Важнейшие физические открытия не только продвигали вперед науку: переворачивая мировоззрение людей, они не раз меняли судьбы мира.
Система Коперника и теория относительности сформировали облик современного человечества в не меньшей мере, чем войны и революции.
Благодаря итальянцу Галилео Галилею (1564-1642 гг.) в естествознание вошло число, от наблюдений ученые перешли к измерениям и расчетам. Это позволило «спрессовать и упорядочить огромный массив фактов, переведя их на язык формул.

Физика, как и любая другая наука, основывается на количественных наблюдениях.
Галилею также было ясно, что все тела, находящиеся на вращающейся Земле, участвуют в ее движении, подобно тому, как пуля, привязанная или не привязанная к ядру, участвует в одном с ним движении. Камень, падающий с вершины мачты, будет участвовать в движении корабля после отрыва от нее в такой же степени, в какой участвовал в нем, находясь на ее вершине.

Значит, камень, брошенный с вершины башни, которая стоит на земле неподвижно, упадет к подножию независимо от того, движется планета или покоится. В конечном счете, эксперименты, как реальные, так и воображаемые, позволили Галилею отвести выдвигавшиеся ранее физические возражения против движения Земли.

Органы чувств человека как источник информации

Органы чувств человека сформировались в процессе длительной биологической эволюции.

Являясь источником информации об окружающем мире, они обеспечивают необходимый уровень адаптации человека к возможным изменениям внешней среды. Вместе с тем органы чувств ограничивают возможности познания человеком природных явлений из-за сравнительно узкого диапазона воспринимаемых ими информационных сигналов.

Большую часть (до 80 %) информации об окружающем мире мы получаем через глаза.
Наши глаза специально предназначены для того, чтобы снабжать нас информацией о глубине, расстоянии, величине, движении и цвете. К тому же они способны двигаться вверх, вниз и в обе стороны, давая нам максимально широкий обзор.

Однако человеческий глаз не может воспринимать сверхвысокую интенсивность излучения и различать последовательные короткие сигналы. Крайне невелика и разрешающая способность глаза: минимальный размер объекта, различаемого глазом, оказывается порядка микрона.
Невелики пороговые возможности восприятия малой и большой интенсивности звука органами слуха.

Мы слышим, потому что наши уши реагируют на звуковые волны или на малейшие изменения давления воздуха. Они преобразуют эти волны в электронные импульсы и передают их в мозг, где те трансформируются в звуки.

Громкость – уровень энергии в звуке – измеряется в децибелах. Шепот приравнивается приблизительно к 15 дБ, шелест голосов в студенческой аудитории достигает примерно 50 дБ, а уличный шум при интенсивном дорожном движении – около 90 дБ. Шумы выше 100 дБ могут быть невыносимыми для уха человека. Шумы порядка 140 дБ (например, звук взлетающего реактивного самолета) могут оказаться болезненными для уха и повредить барабанную перепонку.

Рецепторы вкуса чувствительны только к ограниченному набору химических соединений и веществ, потребляемых организмом.
Органы обоняния реагируют лишь на некоторые газы, пары и их смеси в узком диапазоне концентрации.

Органы осязания не позволяют отличать друг от друга достаточно мелкие шероховатости и различать слабые раздражители. Находящиеся в коже нервные окончания, называемые рецепторами, позволяют почувствовать легкое прикосновение, давление, изменение температуры и боль. Их особенно много на кончиках пальцев. Диапазон воспринимаемой температуры, а также концентрации вредных жидкостей на коже невелик и обеспечивает лишь режим биологического выживания организма.

Несмотря на ограниченный диапазон восприятия органов чувств, человек сумел определить структуру вещества и понять природу многочисленных эффектов вне этого диапазона.

IV. Закрепление изученного

  1. Почему Галилео Галилея считают первым физиком?
  2. Что является предметом изучения физики?
  3. Какова приблизительная громкость шепота в дБ?
  4. Назовите органы чувств человека.
  5. Через какой орган чувств человек получает наибольший объем информа¬ции по сравнению с другими?
    Домашнее задание § 1-2