Цели: сообщить об обстоятельстве; ознакомить со способами его выражения; учить находить обстоятельства в тексте, употреблять их в речи.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа.
Апельсин апель – яблоко (голл.)
син – Китай
д ословно яблоко Китая или китайское яблоко.
III. Работа по теме урока.
Наблюдения на с. 76, знакомство с текстом Ю. Яковлева, постановка вопросов обстоятельства к выделенным словам, запись вопросов в тетрадь.
IV. Заполнение таблицы.
Второстепенные члены предложения
Порядок действий |
Члены предложения |
||
|
|
|
|
1. Установить, от какого слова зависит |
От глагола |
От существительного |
От глагола |
2. Выяснить, что обозначает |
п редмет, с которым связано действие или признак |
Признак предмета |
Обозначает место, время, способ действия |
3. Найти, на какой вопрос отвечает |
Р. п. кого? чего? Д. п. кому? чему? В. п. кого? что? Т. п. кем? чем? П. п. о ком? о чем? |
Какой? Чей? |
Где? когда? куда? откуда? как? почему? зачем? |
4. Опреде-лить, какой частью речи выражен |
Чаще всего существительным или местоимением в косвенном падеже |
п рилагательным, существительным, местоимением |
Чаще всего наречием, либо существительным в косвенном падеже |
V. Вставьте недостающие обстоятельства по смыслу.
И. Соколов – Микитов
Внимание! Дуплексив! Это случай, когда второстепенный член предложения может одновременно выполнять роль обстоятельства и дополнения.
VI. Диктант с комплексным заданием.
Этажи леса
У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи. Мышки живут в корнях. Соловьи вьют свои гнездышки прямо на земле. Дрозды повыше, на кустарниках. Дятел, синица, сова живут еще повыше. По стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястребы и орлы.
М. Пришвин
• Задание.
1. Определите тему текста.
2. Определите основную мысль текста.
3. Чем объединены все предложения текста?
4. Составьте схему строения текста.
5. Назовите вид связи предложений в тексте.
6. Обозначьте в предложениях словосочетания, в которые входят обстоятельства, укажите грамматические основы.
7. Дайте характеристики предложений.
VII. Прочитайте текст. Назовите члены предложения, которые:
1. Зависят от глагола; обозначают, как происходят действия; могут отвечать на вопросы где? когда? куда? откуда? почему?; выражаются существительным в косвенном падеже или наречием.
2. Зависят от существительного; обозначают признак предмета; отвечают на вопросы какой? чей?; выражаются прилагательными.
3. Зависят от глагола; обозначают предмет, с которым связано действие; отвечают на вопросы косвенных падежей, выражаются существительными в косвенных падежах.
Совенок
Дети жили в лесной школе. Один раз мальчики пошли в рощу. Там рос большой дуб. В дупле было гнездо совы. Мальчики взяли из гнезда совенка и понесли домой. Ночью сова прилетела к дому. Она села на березку под окном и жалобно кричала.
В о п р о с ы:
1. Правильно ли поступили ребята?
2. Как нужно вести себя в лесу?
3. Что нужно делать, чтобы уберечь растения и животных от гибели?
Домашнее задание : упражнение 186.