Цель: дать понятие о делении предложений по строению (наличию главных и второстепенных членов).
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Устные синтаксические минутки.
Назовите грамматические основы предложений.
1. Миньке снилась солнечная речка. (В. Белов) 2. Первые морозы – это еще не зима. 3. Народные сказки интересны и поучительны. 4. Птички шелушили что-то на кусте.
– Словами какой части речи может быть выражено сказуемое?
III. Работа по теме урока.
1. Наблюдение, с.70 учебника.
– Какое из двух предложений несет большую информационную нагрузку? Почему?
· Задание. Составьте схемы данных предложений.
2. Выполнение упражнения 171 – закрепление.
IV. Наблюдение над второстепенными членами предложения (с. 67).
· Задание. Упражнение 175 выполните на доске.
В процессе работы над распространением предложений учитель подведет учащихся к выводу о том, что второстепенные члены могут распространять как главные члены предложений, так и другие второстепенные члены.
Обратить внимание учащихся на то, что в предложении одни второстепенные члены поясняют подлежащее, другие – сказуемое, т. е. одни входят в состав подлежащего, другие – в состав сказуемого.
В о п р о с ы.
1. Что составляет грамматическую основу предложения?
2. Как называется предложение, состоящее только из грамматической основы?
3. Приведите примеры распространенных предложений.
4. Что могут пояснять второстепенные члены предложений.
V. Списывание с заданием.
· Задание. Выделите грамматические основы предложений, дайте характеристику каждому предложению.
П_дл_жащее и ск_зу_мое – главные члены предл_жения. Они сост_вляют его грамматическую основу. Пр_дл_жение мож_т (не) иметь вт_р_ст_пенных членов. Поэтому оно называе_ся нераспространенным.
VI. Выполнение упражнения 173. (1 и 2 предложения записать и разобрать.)
VII. Словарный диктант
Акварель, вестибюль, делегат, капитан, обаяние, регулировать, стадион, тренировать, фестиваль, центнер, праздник, витрина, гардероб.
Домашнее задание: упражнение 174.