Класс Птицы Урок 38. Местообитания и внешнее строение тела птиц.Тема урока: Местообитания и внешнее строение тела птиц

0
9
физика

Цели урока: Познакомить учащихся с характеристикой птиц, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной сре­де обитания; продолжить обучение учащихся приемам самостоятельной учеб­ной деятельности.

Оборудование: Чучела птиц, таблица «Тип Хордовые. Класс Птицы», набо­ры перьев, набор открыток «Кто как летает?»

Ход урока

Организационный момент

Постановка проблемы

Сегодня мы с вами приступаем к изучению класса Птицы — наиболее мно­гочисленной группы наземных позвоночных животных, объединяющей коло 8600 видов, разделяющихся на 35—40 отрядов. Вспомним для сравнения, что число современных видов амфибий равно 2000 видам, рептилий — 6000. Птицу нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным.

На основе каких признаков внешнего строения животного можно ска­зать, что это — птица?

Верно, птицы — это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полет с помощью крыльев и передвижение по зем­ле, деревьям и воде с помощью задних конечностей.

Полет птиц обладает такими качествами, как необычайная маневренность, надежность, безопасность, экономичность (синичка на одном грамме жира пролетает 100 км!), которые еще пока недостижимы в авиации.

Изучение новой темы

Несмотря на разнообразие мест обитания, форм, величину, окраску, пова­док птицы имеют сходные черты внешнего строения. Приступаем к выполне­нию лабораторной работы (стр. 252; работа с учебником, §53) и выясним особенности внешнего строения птиц, позволившим им подняться в небо.

Вспомните отделы тела пресмыкающихся и назовите отделы тела птицы. В народе говорят: «Птицу узнают по перьям». Птицы способны летать в

первую очередь благодаря наличию, перьев, чрезвычайно легких и прочных.

Перо — это видоизмененная чешуя, подобная чешуе пресмыкающихся. И че­шуи, и перья представляют собой производные кожи, роговые выросты, ли­шенные всякой чувствительности, как ногти и волосы человека.

Какие особенности пера обеспечивают птице способность летать?

Полет играет в жизни птиц необычайно важную роль. Полет — это поиск

пищи и мест гнездований, способ охоты и бегства. Кроме обычного машущего полета, птицы могут планировать, парить, пикировать, трепетать на месте. Они могут летать, едва шевеля крыльями, а могут работать ими с недоступной для глаз быстротой, могут делать незначительные взмахи, а могут так глубоко опускать и поднимать крылья, что те будут хлопать друг о друга. У стрижей и ласточек продолжительный и стремительный полет служит для добывания пищи налету. И крылья у нихдлинные и узкие. А орлы и грифы, канюки долго и неторопливо парят на длинных и широких крыльях, высматривая добычу.

Ласточка-касатка хватает мелких насекомых налету, совершая резкие по­вороты (до 30°). Сильно вырезанный хвост служит касатке рулем при боковых поворотах. Часто пикирующие с высоты птицы, например, поморники и щур­ки, имеют, наоборот, удлиненный в средней части хвост.

С аэродинамической точки зрения интересно и щелевое строение верши­ны крыла. Маховые первостепенные перья вершины крыла некоторых птиц растопыриваются, и между ними образуются щели (глухари, лесные воробьи­ные, синицы и др.). Это способствует увеличению подъемной силы. Так, яст­реб-тетеревятник весит 1,2—1,3 кг, а может принести курицу весом до 900 г.

Учеными были проведены интересные опыты. Они заклеили папиросной бумагой щели между первостепенными маховыми перьями и это затрудняло взлет. А при полете птицам приходилось делать больше взмахов крыла.

Продолжим работу над изучением внешнего строения птицы.

Какие органы располагаются на голове птицы?

Чем передняя конечность птицы отличается от передней конечности ящерицы или другого пресмыкающегося.

Какая часть ног птицы не оперена? Чем она покрыта?

У каких ранее изученных групп животных имеется такой же покров?

Сколько пальцев на ногах птицы? Как они располагаются?

Каковы особенности строения задней конечности птицы по сравнению с аналогичной у пресмыкающихся.

Птицы, как и пресмыкающиеся, имеют кожу, лишенную потовых желез, выделения которых смачивали бы перья. Тогда они не выполняли бы своей роли — защиты тела от потери тепла. Но у большинства птиц имеется парная копчиковая железа, особенно сильно развитая у водоплавающих. Эти жиро­подобные выделения служат для смазывания перьев и содержат витамины, необходимые для организма птицы. Смазанное перо сохраняет свою форму, не загрязняется, а также и не намокает.

У некоторых птиц, например, у цапель, особые пуховые перья (пудретки) выделяют очень тоненькие роговые пластиночки, размером в тысячные доли мм. Эти пластиночки в виде пудры осыпают оперение птицы. У таких птиц копчиковая железа не развита.

Вот мы и закончили изучение особенностей внешнего строения птицы. Сейчас вы немного посовещаетесь друг с другом в парах, и через несколько минут выскажете свое мнение о том, какие особенности строения тела птицы человек использовал в самолетостроении..

Общие выводы, заключения

Обтекаемая форма тела птицы (уменьшение трения).

Особенности строения тела в зависимости от типа полета (несущие плоскости).

Наличие перьевого покрова (летательная поверхность).

Наличие хвоста, служащего птице рулем.

Образование цевки как посадочного устройства.

Закрепление

Выберите правильный ответ.

Перья способствуют сохранению тепла в теле птицы, так как

а) состоят из ствола и опахала;

б) воздух, который находится между ними, обладает большой тепло­проводностью;

в) воздух, который находится между ними, обладает малой теплопро­водностью;

г) они смазаны маслянистой жидкостью, которая образуется в копчи­ковой железе.

У птиц, в отличие от пресмыкающихся есть

а) хвост; б) шея; в) крылья; г) когти.

Обтекаемая форма тела птиц — это приспособление к:

а) полету в) размножению;

б) защите от хищников; г) поиску корма;

На ногах птиц есть роговые чешуйки, что свидетельствует об их родстве с

а) пресмыкающимися; , в) млекопитающими;

б) земноводными; г) кольчатыми червями.

У птиц не является приспособлением к полету:

а) обтекаемая форма тела; в) когти;

б) крылья; г) образование цевки.

Ответ: 1 — в;.2 — в; 3 — а; 4 — а; 5 — в.

Домашнее задание

§ 53, оформить отчет о лабораторной работе.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь