ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. ЯЗЫК И РЕЧЬ

0
15
преподавание

Цель : сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения.

Ход урока

I . Беседа о языке как средстве человеческого общения.

– Приходят ли к вам мысли о том, что такое язык? Много раз наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой – слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может проходить устно и письменно. И это происходит благодаря языку.

Писатель Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли… Н е случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом».

II. Работа над упражнениями 1, 2.

III. Работа над пословицами о языке, собранными В. В. Далем.

· Задание. Пословицы запишите, поясните смысл, вспомните другие пословицы о языке.

1. Без языка и колокол нем.

2. Живое слово дороже мертвой буквы.

3. Хорошую речь хорошо и слушать.

4. В чужой беседе всяк ума купит.

5. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

6. На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся!

IV. Чтение и обсуждение высказываний о языке известных писателей.

Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.

М. В. Ломоносов

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.

А. П. Сумароков

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, которые заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса.

Н. М. Карамзин

… Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем.

А. И. Герцен

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий.

В. Г. Белинский

Перед вами громада – русский язык.

Н. В. Гоголь

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен…

А. И. Куприн

V. Сообщение учителя.

Я зык изучает наука лингвистика (лингва – язык). В учебнике отражены разделы науки о языке, с которыми ребята познакомятся в процессе изучения.

Домашнее задание: упражнение 3.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь