Урок 48
Цели: изучить с учащимися правила постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формировать умение конструировать бессоюзные сложные предложения и правильно ставить знаки препинания в них; продолжать наблюдения за смысловыми отношениями в бессоюзном сложном предложении.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Контрольный словарный диктант.
|
Единичный, лекторий, заблокировать, раздевалка, удивляться, зачарованный, оснащение, тлетворный, недоказуемый, осложнение, примиренческий, запломбировать, просветительский, алгоритм, комедиограф, санаторий, генеалогия, палисадник, фанатизм, дилетант, канонада, перископ, тенденция, баклажан, иероглиф, перламутр, хореография, габарит, коромысло, пианино, стратегия, фитиль, вермишель, коллекция, перифраза, фестиваль, форель, горизонт, иерархия, панихида. |
Изваяние, миролюбивый, обделить, увядание, ядовитый, испещренный, пронзить, молодежь, ополчение, воплощенный, блокировка, очерствевший, ожесточение, раздражение, винегрет, прокламация, фасоль, неврология, триумф, аккомпанировать, идеализация, макароны, реставрация, фарватер, девальвация, импонировать, мозоль, трафарет, виолончель, дифирамб, лаборатория, преамбула, утилизация, чеснок, витиеватый, идеолог, меридиан, приоритет, финиш, экскаватор, диктатура, натюрморт, педиатр. |
III. Объяснение нового материала.
1. Работа с таблицей .
В бессоюзных сложных предложениях тире ставится, если простые предложения в их составе имеют значение:
а) противопоставления (можно вставить союзы а, но, зато);
б) времени (можно проверить союзом когда);
в) условия (можно проверить союзом если);
г) сравнения (можно проверить союзами как, как будто);
д) следствия (можно проверить союзами так что, поэтому).
2. Знакомство с материалом § 35.
3. Конструирование бессоюзных сложных предложений со знаком тире.
– Продолжите начатые предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные с тире.
а) Наступит весна – …
б) Знай я ремесло – …
в) Дунул ветер – …
г) Мы хотели закрыть окно – …
4. Конструирование предложений.
Выяснить смысловые отношения между предложениями в составе каждого сложного; затем предложения с придаточными причины переконструировать в сложноподчиненные следствия и наоборот, в каждом из предложений опустить союз и поставить двоеточие или тире.
Образец. Светает, так что надо вставать (следствие). Светает – надо вставать. Надо вставать, потому что светает (причина). Надо вставать: светает.
1) Птица жалобно кричит, так как ее гнездо разорено.
2) Река вышла из берегов, так что прервалось сообщение с городом.
3) Станция метро рядом с домом, так что мы быстро добираемся в любую часть города.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Комментированное письмо .
В полете
Самолет в воздухе. За первым рулем сидит ученик, за вторым – инструктор. Ученик ведет машину – инструктор наблюдает за ним. Ошибется ученик – инструктор поправит. Первый самостоятельный полет – самый памятный день в жизни летчика. Он ведет машину вверх. Руль налево – машина летит налево. Молодой летчик радуется: самолет его слушается. (По И. Мазуруку.)
2. Зрительный диктант .
Весна в шелках, в обновах броских
Пришла в чащобы, на поля,
Пришла – и зимние обноски
Сняла набрякшая земля.
Пришла – и речки зазвенели,
Пришла – и свечкой вспыхнул куст,
Все выкрасила в синь и зелень –
Знать, у нее хороший вкус.
П. Бровка
V. Итог урока.
Домашнее задание. § 35, упр. 200.












