БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО ЗНАЧЕНИЕМ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ, ВРЕМЕНИ, УСЛОВИЯ И СЛЕДСТВИЯ. ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

0
33

Урок 48

Цели: изучить с учащимися правила постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формировать умение конструировать бессоюзные сложные предложения и правильно ставить знаки препинания в них; продолжать наблюдения за смысловыми отношениями в бессоюзном сложном предложении.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Контрольный словарный диктант.

Единичный, лекторий, заблокировать, раздевалка, удивляться, зачарованный, оснащение, тлетворный, недоказуемый, осложнение, примиренческий, запломбировать, просветительский, алгоритм, комедиограф, санаторий, генеалогия, палисадник, фанатизм, дилетант, канонада, перископ, тенденция, баклажан, иероглиф, перламутр, хореография, габарит, коромысло, пианино, стратегия, фитиль, вермишель, коллекция, перифраза, фестиваль, форель, горизонт, иерархия, панихида.

Изваяние, миролюбивый, обделить, увядание, ядовитый, испещренный, пронзить, молодежь, ополчение, воплощенный, блокировка, очерствевший, ожесточение, раздражение, винегрет, прокламация, фасоль, неврология, триумф, аккомпанировать, идеализация, макароны, реставрация, фарватер, девальвация, импонировать, мозоль, трафарет, виолончель, дифирамб, лаборатория, преамбула, утилизация, чеснок, витиеватый, идеолог, меридиан, приоритет, финиш, экскаватор, диктатура, натюрморт, педиатр.

III. Объяснение нового материала.

1. Работа с таблицей .

В бессоюзных сложных предложениях тире ставится, если простые предложения в их составе имеют значение:

а) противопоставления (можно вставить союзы а, но, зато);

б) времени (можно проверить союзом когда);

в) условия (можно проверить союзом если);

г) сравнения (можно проверить союзами как, как будто);

д) следствия (можно проверить союзами так что, поэтому).

2. Знакомство с материалом § 35.

3. Конструирование бессоюзных сложных предложений со знаком тире.

– Продолжите начатые предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные с тире.

а) Наступит весна – …

б) Знай я ремесло – …

в) Дунул ветер – …

г) Мы хотели закрыть окно – …

4. Конструирование предложений.

Выяснить смысловые отношения между предложениями в составе каждого сложного; затем предложения с придаточными причины переконструировать в сложноподчиненные следствия и наоборот, в каждом из предложений опустить союз и поставить двоеточие или тире.

Образец. Светает, так что надо вставать (следствие). Светает – надо вставать. Надо вставать, потому что светает (причина). Надо вставать: светает.

1) Птица жалобно кричит, так как ее гнездо разорено.

2) Река вышла из берегов, так что прервалось сообщение с городом.

3) Станция метро рядом с домом, так что мы быстро добираемся в любую часть города.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Комментированное письмо .

В полете

Самолет в воздухе. За первым рулем сидит ученик, за вторым – инструктор. Ученик ведет машину – инструктор наблюдает за ним. Ошибется ученик – инструктор поправит. Первый самостоятельный полет – самый памятный день в жизни летчика. Он ведет машину вверх. Руль налево – машина летит налево. Молодой летчик радуется: самолет его слушается. (По И. Мазуруку.)

2. Зрительный диктант .

Весна в шелках, в обновах броских

Пришла в чащобы, на поля,

Пришла – и зимние обноски

Сняла набрякшая земля.

Пришла – и речки зазвенели,

Пришла – и свечкой вспыхнул куст,

Все выкрасила в синь и зелень –

Знать, у нее хороший вкус.

П. Бровка

V. Итог урока.

Домашнее задание. § 35, упр. 200.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь