БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО ЗНАЧЕНИЕМ ПРИЧИНЫ, ПОЯСНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯ. ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

0
1514
информация

Урок 47

Цели: показать учащимся выразительно-изобразительные возможности бессоюзных сложных предложений; формировать умения правильного интонирования; закрепить пунктуационные умения и навыки; изучить правила постановки двоеточия в данных конструкциях; сформировать пунктуационные умения и навыки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

1. Проверка выполнения домашних упражнений 186, 190, 191 (по рядам).

2. Фронтальный опрос по теоретическому материалу § 31, 32, 33.

– Какое предложение называется сложным бессоюзным? Приведите пример, докажите.

– Как происходит объединение простых предложений в составе сложного бессоюзного? (Только по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов.)

– Какую роль играет интонация в бессоюзных сложных предложениях? Докажите на примерах.

– Расскажите о бессоюзных сложных предложениях со значением перечисления. Какие знаки препинания характерны для таких предложений? Приведите примеры.

3. Закрепление .

Выразительно прочитайте, обратите внимание на роль бессоюзных сложных предложений для передачи лаконичности в поэтических текстах.

1) Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу; приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

А. С. Пушкин

2) Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнешь и ты.

М. Лермонтов

4. Работа по вариантам.

Составить два сложных предложения с запятой между простыми и два – с точкой с запятой, произвести их устный синтаксический разбор.

5. Слуховой диктант .

Записать предложение, объяснить орфограммы и пунктограммы.

Ожившая память несется

К прошедшей тоске и веселью;

То сердце замрет, то проснется

За каждой безумною трелью.

А. Фет

III. Объяснение нового материала.

1. Выполнение заданий .

Запишите предложения, объясните причины постановки двоеточия, укажите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений.

1) Тонкий голосок Муму не раздавался даром: либо чужой близко подходил к дому, либо где-нибудь поднимался подозрительный шум или шорох.

2) Земля наша щедра и плодородна: луга, горы, леса, степи, даже болота и пустыри дарят людям тысячи разнообразных растений, в большинстве своем лечебных.

3) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.

4) Я взглянул в окно: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра.

5) На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум: со станции шел курьерский поезд.

2. Чтение теоретического материала учебного пособия § 34, анализ предложений, составление собственных по аналогии.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Объяснительный диктант .

– Определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных, расставьте знаки препинания и объясните их.

На двойном стекле узоры

Начертил мороз,

Шумный день свои дозоры

И гостей унес;

Смолкнул яркий говор сплетней,

Скучный голос дня:

Благодатней и приветней

Все кругом меня.

А. Фет

1) Какова структура предложения?

2) Какие знаки возможны в данных конструкциях?

3) Какой из них подсказывает интонация?

4) Каковы смысловые отношения между предложениями, какой знак ставим?

Подобная работа поможет учащимся в дальнейшем правильно делать синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

2. Выполнение упражнений (по рядам) 195, 197, 198 с последующими комментариями.

V. Итог урока.

Домашнее задание. § 34, упр. 196.