Урок 47
Цели: показать учащимся выразительно-изобразительные возможности бессоюзных сложных предложений; формировать умения правильного интонирования; закрепить пунктуационные умения и навыки; изучить правила постановки двоеточия в данных конструкциях; сформировать пунктуационные умения и навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Проверка выполнения домашних упражнений 186, 190, 191 (по рядам).
2. Фронтальный опрос по теоретическому материалу § 31, 32, 33.
– Какое предложение называется сложным бессоюзным? Приведите пример, докажите.
– Как происходит объединение простых предложений в составе сложного бессоюзного? (Только по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов.)
– Какую роль играет интонация в бессоюзных сложных предложениях? Докажите на примерах.
– Расскажите о бессоюзных сложных предложениях со значением перечисления. Какие знаки препинания характерны для таких предложений? Приведите примеры.
3. Закрепление .
Выразительно прочитайте, обратите внимание на роль бессоюзных сложных предложений для передачи лаконичности в поэтических текстах.
1) Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу; приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А. С. Пушкин
2) Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.
М. Лермонтов
4. Работа по вариантам.
Составить два сложных предложения с запятой между простыми и два – с точкой с запятой, произвести их устный синтаксический разбор.
5. Слуховой диктант .
Записать предложение, объяснить орфограммы и пунктограммы.
Ожившая память несется
К прошедшей тоске и веселью;
То сердце замрет, то проснется
За каждой безумною трелью.
А. Фет
III. Объяснение нового материала.
1. Выполнение заданий .
Запишите предложения, объясните причины постановки двоеточия, укажите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений.
1) Тонкий голосок Муму не раздавался даром: либо чужой близко подходил к дому, либо где-нибудь поднимался подозрительный шум или шорох.
2) Земля наша щедра и плодородна: луга, горы, леса, степи, даже болота и пустыри дарят людям тысячи разнообразных растений, в большинстве своем лечебных.
3) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
4) Я взглянул в окно: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра.
5) На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум: со станции шел курьерский поезд.
2. Чтение теоретического материала учебного пособия § 34, анализ предложений, составление собственных по аналогии.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Объяснительный диктант .
– Определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных, расставьте знаки препинания и объясните их.
На двойном стекле узоры
Начертил мороз,
Шумный день свои дозоры
И гостей унес;
Смолкнул яркий говор сплетней,
Скучный голос дня:
Благодатней и приветней
Все кругом меня.
А. Фет
1) Какова структура предложения?
2) Какие знаки возможны в данных конструкциях?
3) Какой из них подсказывает интонация?
4) Каковы смысловые отношения между предложениями, какой знак ставим?
Подобная работа поможет учащимся в дальнейшем правильно делать синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
2. Выполнение упражнений (по рядам) 195, 197, 198 с последующими комментариями.
V. Итог урока.
Домашнее задание. § 34, упр. 196.