Урок 52. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА

0
689
метод печати

Цели: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; развивать умение разбирать слова по составу.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какой смысловой оттенок внесли суффиксы в слова?

– Как разобрали слова ветерок, козочка, корзинка по составу?

III. Минутка чистописания.

На доске даны слова: день друг правда

н в ?

– Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. (Противоположное по значению к существительному день слово ночь, поэтому написана буква н. Противоположное по смыслу к существительному друг слово враг, отсюда буква в. Антоним к существительному правдаложь, значит, надо написать вместо вопроса букву л. Ее мы и будем писать на минутке чистописания.)

Лла Ллб Ллв …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы л чередуются с буквами, начиная с первых букв алфавита.)

IV. Словарная работа.

Учитель называет слова с непроверяемыми гласными: дорога, малина, земляника, молоко, мороз, урожай, осина.

Дети подбирают к каждому слову однокоренное прилагательное и пишут словосочетания, например: дорожные знаки, малиновый компот, земляничное варенье, молочный магазин, морозное утро, урожайный год, осиновая роща.

Затем ученики по выбору учителя разбирают прилагательные по составу.

V. Списывание с орфографическим заданием. (Упр. 178.)

Замок

На двери висит замок. (Кисти рук сложить в замок.)

Потянули (попытка раскрыть замок),

Покрутили (круговое движение сложенными в замочек кистями рук),

Постучали (не раскрывая замочка)

И открыли!

VI. Закрепление изученного о составе слова.

1. Работа над словами-антонимами. (Упр. 179.)

2. Исключение из цепочек лишних слов.

На доске записаны цепочки слов:

рыбка, дубок, горка, норка;

тракторист, пианист, танкист, печник;

полюшко, солнышко, шуточка, зёрнышко;

хвостище, глазоньки, усище, когтище;

шахтёр, барабанщик, лифтёр, боксёр;

толстущий, хитрющий, горьковатый, кислющий.

– Прочитайте. Исключите из цепочек лишние слова. Напишите оставшиеся слова, выделите суффиксы.

3. Работа над предложениями.

– Составьте и запишите начатые определения. Разберите по составу слова, вписанные вместо точек. Подчеркните орфограммы.

На доске записаны предложения:

Клумба – это участок земли, на котором растут … .

Школа – это …, в котором учатся … .

Ручка – это предмет, которым … .

Карандаш – это предмет, которым … .

Строитель – это человек, который … .

VII. Итог урока.

– Что нужно сделать, чтобы найти корень слова?

– Что вы знаете о приставке? О суффиксе? Об окончании?

Домашнее задание. Упражнение 180.