Урок 5 Тема: «ГРАФИКА ЗИМНЕГО ЛЕСА». ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

0
788

Вид занятий: рисование тушью, карандашом, углем.

Цели и задачи: знакомство с графикой – видом изобразитель­ного искусства; овладение новыми инструментами (пером, палоч­кой, кистью, черным карандашом, углем), выразительными средст­вами (линией, штрихом), техникой (растушевкой); развитие наблю­дательности и внимания к природе; укрепление межпредметных связей (чтение, природоведение, окружающий мир).

Оборудование урока: черная тушь, чернила, перо, па­лочка, тонкая кисть или уголь, тряпочка, резинка.

Зрительный ряд: материалы экскурсий или слайды, фото­графии деревьев зимнего леса; репродукции графических произве­дений: М. Мибурич «Зима», Г. Верейский «В саду», И. Билибин «Русский север», А. Дейнека «Девочка у окна», В. Фаворский – ил­люстрации к рассказу А. Н. Толстого: «Русак», «Пролетающие птицы», Г. Кроллис «Дерево солнца»; таблица «Как дерево растет».

Литературный ряд:М. Пришвин «Рассказы о природе»; стихотворения, загадки по теме.

Музыкальный ряд: П. Чайковский «Декабрь» (из цикла «Времена года»).

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

Учитель знакомит детей с графикой (от grapho – «пишу») – ви­дом изобразительного искусства, с новыми инструментами и мате­риалами (перо, палочка, кисть, черный карандаш, уголь), вырази­тельными средствами (линия, штрих, пятно), техникой (растушев­ка) графики.

На этом уроке дети работают тушью, черными чернилами, пе­ром, палочкой или тонкой кистью (можно угольной палочкой, чер­ным карандашом) и выполняют рисунки линией. Линия, штрих основной способ работы этими материалами (см. рис. 1-12, с. 29-31).

Выразительность линий создается разным характером: прямые, ло­маные, волнообразные, пересекающиеся, тонкие, толстые линии.

Можно рисовать обыкновенной палочкой, опуская ее заострен­ный конец в жидкую черную тушь, а также

С целью развития внимания к природе и наблюдательности учитель предлагает детям представить лес без листьев и увидеть в графичности линий красоту обнаженных веток, богатство их форм, поворотов, движений. Самое важное – почувствовать это, увидеть и отобразить в рисунке разнообразие линий.

Учитель. Посмотрите вокруг. Назовите предметы белого и черного цвета. Чаще всего белым цветом обозначают все светлое, доброе, ясное, а черным – печальное, тревожное, жуткое. Эти цвета по отношению друг другу контрастны, резко противопо­ложны. Но эти же цвета, как и противоположные предметы в жизни, могут уживаться вместе, и тогда мир предстает более многообразным.

– Чем отличаются цветные краски от черной и белой? – Есть две группы цветов – хроматические и ахроматиче­ские. Названия их образованы от греч. слова «хроматос» – «цвет». Следовательно, хроматические – все цветные краски, ахромати­ческие – не содержащие цвет (черный, белый, серый).

А вот что о черном и белом цветах можно узнать из зага­док:

В чёрном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал. (Мел.)

Через поле напрямик,

Скачет белый воротник. (Заяц-беляк.)

Белый на белом написал, где бегал,

Рыжая пройдет, белого найдёт. (Заяц и лиса.)

Что за коняшки? На всех тельняшки. (Зебра.)

Сероват, зубоват, по полю рыщет, Телят, ягнят ищет. (Волк.)

Белые мухи на поле сели. (Снег, снежинки.) Скатерть бела – всю землю одела. (Снег.)

На деревья, на кусты с неба падают цветы, Белые пушистые, только не душистые. (Снег.)

А вот веселое, забавное стихотворение:

Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход,

В дымоходе чернота,

Отыщи-ка там кота!

Давайте рассмотрим произведения графиков и ответим на вопросы:

– С помощью каких выразительных средств художник изображает красоту ле­са, деревьев? (Линия, пятно, силуэт, свет и тень, ритм.)

Рисунки тушью, карандашом или уг­лем называются графикой. Изображая зиму черной тушью, можно рисовать не только кистью, но и пером (металлическим и птичьим) и обыкновенной, остро заточенной палочкой (с острым или расщепленным концом).

Если нажмешь сильно, линия получится яркой, но не длинной, если слегка – линия станет тоненькой. Но самое интересное, когда нажимаешь по-разному, ведя одну линию, а руку от листа не отры­ваешь, – линия получается словно живая. Линии бывают колючими, острыми, плавными.

— Придумайте свой лес, сочините его. В искусстве сочинение на какую-нибудь тему называется композицией. Нарисуйте несколько маленьких эскизов-композиций на тему «Графика зимнего леса». Постарайтесь, чтобы деревья были разной формы и по-разному располагались на листе.

Д. Рожкали. Соколик ржи

– А как вы думаете, можно ли зиму назвать временем черно-белой графики?

– Когда в лесу остается меньше цвета? (Зимой. Деревья почти черные на фоне белого снега?)

III. Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся.

По таблице «Как дерево растет» дети объясняют зависимость расположения вет­вей и характера силуэта от породы дерева. Напомнить учащимся, что, выполняя опре­деленную роль, каждая часть дерева (кор­ни, ствол, ветви, листья, цветы, плоды) имеет и определенную форму. Выбор того или иного приема в рисунке и живописи диктуется формой и строением дерева и его частей, а также художественным за­мыслом. – Какие деревья бывают по характеру? (Елка – пушистая, гус­тая; березка – стройная, гибкая, белая с черными полосами; дуб -корявый, ветвистый, толстый и мощный; ива – поникшая, гибкая, «длинноволосая», струящаяся.)

Работу можно выполнить на тонированной бумаге. Далее не­сложный пейзаж, состоящий из 1-2 деревьев, дороги и леса, можно изобразить по-разному. Например, нарисовать деревья и дорогу фронтально, вытянув слева направо. А можно найти такую точку зрения, так скомпоновать пейзаж, что дорога будет уходить от зри­теля в глубину и помогать передаче пространства. Деревья можно поместить на переднем плане.

Стихотворение и загадки:

ЕЛИ

Ели на опушке –

До небес макушки –

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата – ёлочки,

Тонкие иголочки

У лесных ворот

Водят хоровод.

И. Токмакова

Вроде сосен, вроде ёлок,

А зимой без иголок. (Лиственница.)

Никто не пугает,

А вся дрожит. (Осина.)

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила.

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (Ива.)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка, сосна.)

Когда человек бывает деревом? (Со сна.)

IV. Итоги урока.

При подведении итогов урока по возможности организовать выставку работ учащихся всего класса. Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: принести в класс книги, журналы, иллюстрированные черно-белыми линейными (графическими) ри­сунками.