Урок 49 «МЕРТВЫЕ ДУШИ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА, СИСТЕМА ОБРАЗОВ

0
540
химия

Урок 49 «Мертвые души». история создания, особенности сюжета, система образов

Цели: познакомить с историей создания поэмы, рассмотреть особенности сюжета, систему образов, композицию.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

«Мертвые души» – вершинное творение Гоголя, выросшее из анекдотического эпизода, рассказанного Пушкиным, – подобно тому, как складывался и замысел «Ревизора».

Интересно включить материал о следующей версии: Гоголь ориентировал свое произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте, что определило трехчастную структуру поэмы. Первая часть (I том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности; во второй части (II том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через «чистилище», чтобы в третьей (III том) изобразить их в «раю». однако законченным оказался только I том.

2. Сообщение учащегося «История создания «Мертвых душ».

3. Беседа с учащимися.

– Как объяснить, что в творчестве Гоголя столь счастливую роль играл житейский эпизод, граничащий с анекдотом? Можно ли всерьез отнестись к тому, что некто разбогател, скупая «Мертвые души», – попросту оформляя «купчие» на умерших крестьян? С чего бы Гоголю ухватиться за эти рассказы и создать… «Мертвые души» – роман, названный писателем поэмой? И вновь: с чего бы это? Вот сколько загадок задает нам таинственная книга Гоголя с внушающим ужас заглавием – «Мертвые души»!

«Гоголем невозможно начитаться!» – признался однажды Ираклий Андроников, посвятив статью одной странице Гоголя.

4. Чтение учителем (или подготовленным учеником) этюда И. Андроникова «Одна страница» (В «Избранном» И. Андроникова «Я хочу рассказать вам…»).

5. Беседа о прослушанном.

– Удивлены? Ведь Андроников был безумно влюблен в поэзию Лермонтова, ей отдал всю свою творческую жизнь литературоведа. Гоголю же он посвятил только одну работу, да к тому же – об одной лишь его странице. Это все равно что написать статью об одной лермонтовской строке! И начал Андроников свое эссе о Гоголе признанием, напоминающим строки из его работ о Лермонтове: «Гоголем невозможно начитаться…» И эти слова произнесены по поводу «Мертвых душ»! Последуем и мы его примеру.

6. Чтение учителем первых страниц поэмы.

Беседа.

«В ворота гостиницы губернского города NN…»

– Превратите мысленно страницу Гоголя в рисунок. Как выглядели бы у нас гостинца, да и сам город NN, но особенно – бричка и ее владелец?

– Почему сравнительно легко и удачно получился ваш «рисунок»? Почему вы столь подробно выписывали каждую гоголевскую мелочь?

– В чем тайна искусства Гоголя?

– И все-таки… самая интригующая деталь, тайна первой страницы? Да, это господин, сидевший в бричке… Почему Гоголь «умолчал» его имя?

– А как вы отнеслись к странному – ни к селу ни к городу – разговору двух мужиков о бричке, вернее о ее… колесе? И существенно ли это уточнение?

Отмечаем неторопливое, завораживающее движение гоголевской фразы, искусство детали: подробность, разворачивающаяся в картину; сравнение, становящееся уподоблением, как своеобразие поэтики Гоголя; мастерство «овеществленного» портрета; замедленная «съемка» как гоголевский прием. Указываем на художественный смысл внешне незатейливого и кажущегося «бессмысленным» эпизода, отдаленно намекающего на последующее; прием умолчания; интригующе-детективное начало «Мертвых душ»: «тайна занимательности».

7. Работа с опорной схемой.

– Какова же композиция «Мертвых душ»?

Композиционные звенья поэмы

Первое

Второе

Третье

2–6-я главы

7–10-я главы

11-я глава

1-я глава – «вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в губернский город NN, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры).

2–6-я главы – изображение жизни российских помещиков.

7–10-я главы – изображение губернского города NN; в его же пределах завершается характеристика владельцев усадеб, но центральное место – мир чиновников.

– Как помещики и чиновники воплощают социальное зло, высшая степень которого проявляется в «Повести о капитане Копейкине»?

11-я глава – повествование о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы – Чичикова.

8. Аналитический пересказ главы «Чичиков у Манилова».

Отметить построение главы, способы проявления авторской позиции, детали, использованные при описании портрета, пейзажа, интерьера.

II. Сочинение-миниатюра: «Почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова и заканчивает Плюшкиным?»

(Путь от Манилова к Плюшкину – это лестница вниз.)

Домашнее задание: характеристики Коробочки, Ноздрева, Собакевича (по вариантам) по плану:

1) описание деревни;

2) описание господского дома;

3) описание внешнего вида помещика;

4) отношение помещика к предложению Чичикова;

5) отношение Чичикова к каждому из помещиков;

6) купля-продажа мертвых душ.

поурочные планы, 9 класс, литература