Урок 48
«…я всегда смелее иду вперед, когда не знаю,
что меня ожидает» (Повесть «Фаталист»)
Цели: определить основную мысль повести «Фаталист»; углубить представления учащихся о характере, поведении и поступках главного героя; помочь осмыслить сюжетно-композиционную роль повести «Фаталист».
Ход урока
I. Реализация домашнего задания.
Выступления учащихся с докладами (или сообщениями) об отношении Печорина к женщинам.
1. Печорин и княжна Мэри.
Вопросы:
1) Для чего Печорину понадобилось затевать интригу с Мэри?
2) Какие поступки и действия его вызывают презрение княжны Мэри?
3) За что все-таки Мэри полюбила Печорина?
2. Анализ эпизода «Прощание Печорина с Мэри».
Вопрос: Что нового из этой сцены узнали о героях?
3. Отношение Печорина к Вере.
Вопросы:
1) Способен ли Печорин на чувство – любовь?
2) Могли ли герои – Вера и Печорин – остаться вместе и быть счастливыми?
Любовь к Печорину ни Мэри, ни Вере, кроме страданий, ничего не дала. Печорин даже тех, кого искренне любил и уважал, не смог сделать счастливыми («…любил для себя, для собственного удовольствия», «ничем не жертвовал для тех, кого любил»). В любви Печорин – эгоист.
Но героини (и Вера, и Мэри) выделили среди многих… Печорина. Это «заставляет увидеть необычность героя, скрытую в нем душевную красоту, усилить обаяние героя» [13, с. 187].
II. Повесть «Фаталист».
Повесть «Фаталист» завершает дневник Печорина и весь роман в целом.
Печорин находится в хорошо знакомой ему среде офицерства. События происходят на Кавказской линии.
Вопросы для учащихся:
1. Кратко перескажите содержание повести.
2. Почему глава «Фаталист» завершает роман? Что такое фатализм?
3. Существует ли рок, судьба или нет? Чем объясняется, что Печорин на некоторое время поверил в предопределение?
4. На какие мысли наводит главного героя созерцание ночного неба?
5. Какой вывод можно сделать после смерти Вулича? Есть ли предопределение или нет?
5. К какому окончательному выводу подводит нас автор, рассказывая об эпизоде пленения пьяного казака?
Вывод. Автор своей повестью хотел сказать, что в жизни людей есть много случайностей, обстоятельств, но несмотря ни на что, надо действовать, бороться, проявлять свою волю и решительность.
«Что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает», – говорит Печорин.
III. Композиция повести «Фаталист».
Если останется время, можно составить схему композиции.
А. А. Мурашова предлагает такую схему*:
1. Эпизод с Вуличем (судьба есть).
2. Размышления героя при созерцании звездного неба (сомнения в существовании предопределения).
3. Гибель Вулича (рок существует).
4. Пленение пьяного казака (Печорин бросает вызов судьбе и побеждает благодаря точному расчету, ловкости, силе).
Вывод. В любом случае нужно действовать.
Домашнее задание.
Образ Печорина. Составить план к образу, подобрать цитаты.