Урок 45. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ПРИСТАВКЕ И СУФФИКСЕ

0
560

Цели: познакомить учащихся со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке; развивать умение выделять окончание в слове.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Назовите однокоренные (родственные) слова, которые вы подобрали. Обоснуйте свой ответ

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: река, кора, кит.

– Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне одного из данных слов и обозначает парный глухой мягкий согласный звук. Какая это буква? Обоснуйте свой ответ. (Сегодня мы будем писать букву к. В корне слова кит она обозначает глухой мягкий согласный звук [к’], на мягкость согласного звука указывает буква и, которая следует за ним.)

ик иик ииик…

– Определите порядок следования букв в данном ряду и продолжите строчку до конца. (Строчная буква и чередуется со строчной буквой к. Буква и пишется перед буквой к в порядке увеличения на одну.)

IV. Работа над новым материалом.

1. Знакомство с приставкой.

На доске записаны слова: ход, приход, поход, выход, переход, вход.

– Прочитайте слова. Можно ли назвать их однокоренными?

– Спишите. Выделите корень.

– Как образовались однокоренные слова? (Однокоренные слова образовались при помощи части слова, которая стоит перед корнем.)

– Послушайте стихотворение:

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

Ведь при помощи приставки

Образуются слова.

– Как же называется часть слова, которая стоит перед корнем?

Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставка.

– Приставка обозначается значком . Выделите приставку в данных словах.

– Какие в этих словах приставки: одинаковые или разные? (В этих словах разные приставки.)

– Что меняется в слове с изменением приставки? (С изменением приставки меняется смысл (значение) слова.)

– Изменение значения слова приводит к образованию нового слова. Если приставка изменяет значение слова, то для чего же она служит? (Приставка служит для образования новых слов.)

– Теперь скажите все, что вы знаете о приставке.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка обозначается значком .

2. Работа над упражнением 145.

На доске записаны слова.

Делать, сделать, приделать.

Написать, писать, списать.

Бег, забег, разбег.

Отвёз, вывез, вёз.

– Внимательно смотрите на слова, которые я буду показывать. Если я покажу слово, в котором есть приставка, вы поворачиваетесь лицом друг к другу и обмениваетесь хлопками. Если я покажу слово, в котором нет приставки, вы присядете.

3. Знакомство с суффиксом.

– Как можно назвать маленькую ягоду малины? (Малинка.)

– Как называется участок земли, где растет малина? (Малинник.)

Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают слова:

малинка – малинник

– Выделите в словах известные вам составные части.

– Какую часть в первом и во втором слове вы не выделили? (Мы не выделили часть, которая стоит после корня.)

– Часть слова, которая стоит после корня, называется суффиксом. Суффикс обозначается значком .

– Выделите суффиксы в словах.

– Суффиксов, как и приставок, в русском языке много: -ник, -чик, -щик, -онок, -ов, -ев-, -н, -нн и т. д.

– Скажите все, что вы знаете о суффиксе.

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффикс обозначается значком .

4. Работа над упражнением 147.

5. Разбор слов по составу.

На доске записаны слова: чашечка, мышка, белочка, зимушка, разбег, крылышко, полёт.

– Спишите слова. Разберите их по составу.

V. Итог урока.

– Как образуются родственные слова?

– Что такое приставка?

– Что такое суффикс?

Домашнее задание. Правило на с. 66–67, упражнение 149.