Урок 41
М. Ю. Лермонтов о роли поэта и поэзии
в жизни общества
Цели: помочь учащимся осмыслить взгляды Лермонтова на назначение поэзии, об идеале поэта и трагическом положении настоящих поэтов в России; рассмотреть содержание, идеи, композицию и художественно-изобразительные средства стихотворения «Поэт».
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Так жизнь скучна, когда боренья нет…
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
М. Ю. Лермонтов
I. Проверка домашнего задания.
Прочитать (наизусть) выученное стихотворение Лермонтова, проанализировать. Объяснить причину выбора данного лирического произведения.
II. М. Ю Лермонтов о назначении поэта и поэзии.
1. Слово учителя.
Поражает требовательность Лермонтова к самому себе и своим поэтическим опытам. В ранней лирике он изображает поэта, главное призвание которого – воспевать вольность, а назначение поэзии – способствовать воспитанию у людей любви к родине и свободе.
Следуя Пушкину и декабристам, Лермонтов с самого начала и до конца своего творческого пути «воссоздает облик народного поэта-пророка, бескорыстного, смелого, активно вмешивающегося в жизнь, независимого гражданина-патриота, вдохновенного борца, воспламеняющего людей на битвы за свои человеческие права, за свободу» [12, с. 318].
Об этом стихи: «О, полно извинять разврат», «Пускай поэта обвиняет», «Я не для ангелов и рая», «Не верь себе», «Кинжал», «Журналист, читатель и писатель».
2. Чтение и анализ стихотворения «Дума» (1838 г.)
Вопросы:
1) Назовите главную тему стихотворения. Как она раскрывается автором?
2) Как Лермонтов относится к своему поколению?
3) За что он упрекает современников в стихотворении «Дума»?
4) Почему цензурой были запрещены два последних стихотворения?
5) Какова гражданская позиция автора? (Главная тема «Думы» – тема общественного поведения человека. Автор дает характеристику дворянской интеллигенции 30-х годов XIX века. С глубоким сожалением Лермонтов рассказывает о молодом поколении. Своих современников поэт упрекает прежде всего за отсутствие твердых убеждений, прочных привязанностей, за неспособность к активным действиям.)
3. Чтение стихотворения «Поэт» (1838 г.).
Вопросы:
1) Каковы первоначальные впечатления от стихотворения?
2) Назовите тему и основную мысль лермонтовского произведения. В каких строках это выражено?
3) Какие художественно-выразительные средства использует поэт, чтобы выразить основную мысль?
4) В чем оригинальность композиции стиха? С какой целью Лермонтов в I части рассказывает нам о судьбе кинжала?
5) В чем смысл сравнения кинжала и поэта?
6) Почему современная поэзия, по мысли Лермонтова, утратила свое высокое назначение?
7) Проследите по тексту за изменением интонации в стихотворении. С какой интонацией следует читать последнюю строфу? (В стихотворении использован прием развернутого сравнения – сравнения поэта с кинжалом. Первые шесть строф – история кинжала, когда-то грозного оружия. Последующие строфы – размышления автора о роли поэта и поэзии. Идейным центром стиха является строфа 8. Это призыв к поэту вновь обрести свое слово (которое бы звало, вдохновляло, указывало цели борьбы), неотразимое, как удар кинжала. Роль поэта – служить народу, назначение поэзии – «воспламенять бойца для битвы», быть идейно насыщенной, передовой.)
4. Стихотворение «Пророк» (1841 г.).
С особой силой автор раскрывает трагедию поэта-пророка. Эта трагедия в том, что пророка не понимают в обществе, ненавидят и презирают.
5. Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» Лермонтова и Пушкина.
Вопросы: Что общего во взглядах на роль поэта-пророка у Пушкина и Лермонтова? В чем отличие образа пушкинского героя от лермонтов-ского?
Домашнее задание.
1. Подготовить сообщение о художественном своеобразии лирики Лермонтова.
2. Отзывы Белинского о поэзии Лермонтова.
3. Выучить наизусть стихотворение «Пророк» или «Поэт».
4. Письменно ответить на вопрос: «Каким Лермонтов рисовал образ истинного поэта?» (На примере самостоятельно прочитанных стихотворений «Пускай поэта обвиняет», «Журналист, читатель и писатель» и др.)