Урок 40. Пищевая и легкая промышленность

0
1011

Цели: Изучить особенности размещения предприятий пищевой и легкой про­мышленности и факторы, определяющие размещение предприятий этих отраслей. Показать связи звеньев АПК, определить круг проблем 3 звена АПК.

Оборудование: Карты «Пищевая промышленность», «Легкая промышленность». Коллекция «Продукция легкой промышленности (волокна, ткани, кожа)».

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Учащиеся, приготовившие вопросы, задают их классу, за правильные ответы выдаются жетоны. За 5-7 жетонов можно поставить оценку в журнал. За 1-2 жетона оценка не ставится, жетоны остаются у ученика. На следующих уроках он может заработать еще жетоны и, набрав их более 5, получить оценку.

Возможна работа по взаимопроверке в парах или работа в группе из 4-х человек. Например, учащиеся двух столов задают вопросы сразу двум учащимся другого стола. Затем роли меняются. При составленных 10 вопросах учащиеся в среднем могут набрать 10 жетонов, если оба работали хорошо, отвечали по очереди, если один ученик ответа не знает, то вопрос переходит ко второму ученику.

На листке знаком «+» отмечаются положительные ответы, а знаком «-» отрица­тельные ответы.

Географический тест:

Основным звеном АПК является …

а) растениеводство;

б) животноводство;

в) сельское хозяйство.

Мероприятия, целью которых является повышение качества почвы (плодо­родия), называются …

а) рекультивация;

б) мелиорация;

в) рентабельность.

К первому звену АПК относятся …

а) производство удобрений;

б) пищевая промышленность;

в) торговля.

Основная часть картофеля (90%) в стране выращивается на …

а) фермерских хозяйствах;

б) в колхозах;

в) личных подсобных хозяйствах.

Важнейшей зерновой культурой России является …

а) гречиха;

б) овес;

в) пшеница.

Полеводство занимается возделыванием …

а) овощей;

б) зерновых культур;

в) технических культур.

В Нечерноземье выращивают …

а) лен-долгунец;

б) сахарную свеклу;

Изучение нового материала

К 3-му звену АПК относятся пищевая и легкая промышленности.

Пищевая промышленность производит продукты питания. Ее главная цель обес­печить население качественными продуктами.

Легкая промышленность производит ткани, одежду, обувь, т. е. обеспечивает население товарами народного потребления.

Учащиеся слушают сообщение и делают запись в тетради, разделив отрасли пи­щевой промышленности на 2 группы:

группа – отрасли, тяготеющие к районам производства сельскохозяйственного сырья;

группа – отрасли, тяготеющие к потребителям готовой продукции.

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность, одна из старейших отраслей. Она встречается повсе­местно, так как одни отрасли ориентируются на сырье, а другие на потребителя.

Первая группа отраслей имеет ведущим сырьевой фактор. При получении гото­вого продукта в этой группе отраслей либо расходуется много сырья, либо сырье скоропортящееся и его нужно перерабатывать как можно скорее. Например, для производства 1 т сахара нужно 7 т сахарной свеклы. К первой группе отраслей отно­сятся: рыбная, чайная, консервная, сахарная, маслодельная, крупяная.

Например, рыбная промышленность занимается добычей рыбы, морепродуктов, морского зверя и их переработкой. 90% рыбы добывается в морях; 70% рыбы дает Тихий океан.

Лов рыбы ведется со специальных судов: траулеров, сейнеров, 3А улова рыбы идет на экспорт. С 1992 по 1999 г. улов рыбы сократился с 5,3 млн т до 4,2 млн т.

Рыбоперерабатывающие заводы находятся на побережье. Крупнейший рыбопе­рерабатывающий центр в России – Мурманск.

Вторая группа отраслей тяготеет к потребителям продукции. В эту группу вхо­дят отрасли, продукцию которых невыгодно перевозить (например, для производст­ва 40 т макаронных изделий нужно 60 т муки). Продукция некоторых отраслей ско­ропортящаяся (хлеб быстро черствеет, торты подлежат быстрой реализации).

Лидеры производства продуктов питания Центральный район, Поволжье, Урал, Северный Кавказ.

Работа с картой:

По карте атласа «Пищевая промышленность» найдите другие центры рыбной промышленности.

Найдите на карте центры пищевой промышленности (отрасли выберите сами не менее трех).

Легкая промышленность

Легкая промышленность состоит из текстильной, швейной, меховой, кожевенно­обувной.

Продукция легкой промышленности влияет на уровень жизни людей, так как по­требителем продукции является население страны. Часть продукции легкой про­мышленности используется в химической промышленности (в шинах есть ткань – корд), в машиностроении, авиакосмической и др.

Легкая промышленность трудоемкая отрасль, и заняты в ней большей частью женщины.

Значительная часть предприятий легкой промышленности закрыта или работает не на полную мощность. Конкуренцию продукции отечественных предприятий соз­дает импортная продукция. Ткани из Китая и Индии более дешевые, так как рабочая сила в этих странах в несколько раз дешевле, чем в России.

Текстильная промышленность использует в качестве сырья хлопок, лен, шерсть. Отходы переработки у льна достигают 80%, у шерсти 50% от первоначального веса, поэтому предприятия первичной переработки шерсти (шерстомойные фабрики), льнообрабатывающие расположены у сырья.

Шерстомойные фабрики располагаются на Северном Кавказе, льнообрабаты­вающие – на Северо-Западе России. Отделка тканей происходит в Центре, где есть квалифицированные кадры. На потребителя ориентируются швейные и обувные фабрики.

Работа с картой:

На карте легкой промышленности найдите центры хлопчатобумажной, шер­стяной, льняной отраслей.

Отметьте на контурной карте центры легкой промышленности:

а) хлопчатобумажной (5 центров);

б) шерстяной (5 центров);

в) льняной промышленности.

Технологический цикл хлопчатобумажной промышленности выглядит следую­щим образом:

Учитель рисует на доске схему, а ученики записывают ее в тетрадь. Демонстра­ция волокна и тканей из коллекции «Текстильная промышленность».

Домашнее задание

По уч. Д.: §33.

По уч. А.: §36, задание социокультурного практикума на с. 171.

Общее задание:

Узнайте, какие предприятия пищевой и легкой промышленности имеются в вашем районе, области, республике, крае, городе.

Какую продукцию они выпускают? (Можно дать творческое задание – офор­мить лист с конфетными обертками (фантиками) разных фабрик.)

Индивидуальное задание:

Проанализируйте данные таблицы «Потребление продуктов питания населени ем России и развитых стран (на душу населения, кг)» уч. Д., табл. 37, с. 171.

Сделайте выводы о сбалансированности питания населения России:

Какие продукты потребляются населением сверх медицинской нормы?

Какие продукты население потребляет ниже нормы?

Какие пути вы можете предложить для достижения сбалансированного рацио­на питания?

Дополнительный материал

Сообщение к уроку «Пищевая и легкая промышленность»:

Рыбное хозяйство

Без рыбы невозможно представить себе пищевой рацион жителей России.

Рыба богата минеральными элементами – фосфором, кальцием, калием.

До начала XX века рыбу в России ловили в реках и озерах. Рыба была обычной пищей, потому что она водилась в большом количестве в реках и озерах.

Православная религия разрешала верующим есть рыбу в некоторые дни поста.

Рыбу, выловленную в Волге, Дону, реках Урала сильно солили, «в корень» (по­этому рыба называлась коренной. На севере европейской части России продавали треску, палтуса, сельдь. Ловили их в морях Северного Ледовитого океана.

Этнограф и писатель XIX века Сергей Васильевич Максимов писал: «На юге России – тарань, на Волге – вобла, на востоке и северо-востоке – судак, на западе –


сельдь, на севере – треска: вот те благодетели, которые выручают русских людей, заменяя им мясо и подслащая сухой хлеб».

При Петре I в России вылавливали рыбы 1 млн т.

Сейчас около 4 млн т рыбы добывают в Тихом океане, Северной Атлантике и морях Северного Ледовитого океана (Баренцевом, Норвежском, Гренландском). Три четверти улова составляют треска, сельдь, морской окунь. В морях Тихого океана 80% всего лова составляют треска, минтай, сельдь, камбала, лососевые. Лососевые – ценные промысловые рыбы, их называют «красной» рыбой. Из лососевых в водах России добывают чавычу, нельму, кету, горбушу, нерку, кижуча.

В Каспийском и Азовском морях ловят осетровых (осетра, севрюгу, стерлядь).

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь