Урок 4. Географическая среда – земное окружение человеческого общества

0
693

Окружающая нас природа представляет собой систему, несравненно более сложную, чем самая сложная из машин. Для сохранения и улучшения этой сложнейшей системой нужно знать много. Очень много. Чтобы накопить знания нужно работать долго и упорно.

И. Шрира

Цели урока: научить школьников различать понятия “географическая оболочка” и “географическая среда”, познакомить с различными оценками роли географической среды в жизни человека и вариантами решения проблемы взаимоотношений природы и общества.

Средства обучения: физическая карта мира, карты атласа “Плотность населения мира”, социально-экономические (зарубежной Европы, Азии, Африки); учебные картины (слайды) видов природных и природно-антропогенных комплексов.

Основные представления и понятия: географическая оболочка, географическая среда, природно-территориальный комплекс, виды природно-антропогенных комплексов, плотность населения, пути сохранения географической среды.

Межпредметные связи: разнообразие природы суши и образа жизни людей (окружающий мир, природоведение, история, биология).

План урока (методы, приемы, формы организации)

1. Размещение населения на Земле

Беседа. Как заселена суша? На каких материках особенно высока плотность населения? Какие территории на нашей планете не заселены, природа каких территорий почти не изменена?

2. Географическая оболочка

Актуализация знаний учащихся. Вспомните из курса 6 класса и назовите компоненты природы; составьте определение географической оболочки. Фронтальная работа.

Работа с учебником. Анализ схемы строения географической оболочки (стр. 15, рис. 13)

3. Географическая среда

Объяснение учителя. Географическая среда – сложное сочетание природных и созданных человеком природно-антропогенных комплексов.

Задание учащимся. Провести анализ видов природных комплексов (стр. 15, рис. 14) и выделить в каждом степень влияния человека на природу. Индивидуальная или парная работа учащихся.

4. Различия в позициях при оценке роли природы в жизни человека

Работа с текстом учебника (стр.14, § 3). Прочитать текст и выделить две позиции в оценке роли природы в жизни людей. Найти в тексте примеры, иллюстрирующие способность природы к самовосстановлению, дополнить ответ примерами из собственных наблюдений.

5. Пути сохранения географической среды

Беседа. Актуализация личного опыта школьников. Как сохранить географическую среду? Какие способы уже используют? Что еще необходимо сделать? Фронтальная работа.

Учебная дискуссия. Какой из трех способов сохранения географической среды готов защищать каждый из учащихся класса (стр. 16, рис. 15)? Почему?

Закрепление изученного

Каковы различия между географической оболочкой и географической средой? Есть ли разница в их возрасте? Почему?

Приведите несколько примеров влияния природы на жизнь людей.

Какие антропогенные элементы географической среды есть в вашей местности?

Какое влияние оказывает географическая среда на духовный мир людей? Приведите примеры.

Приведите примеры каждого способа сохранения географической среды.

Домашнее задание (по выбору)

Творческие задания (по выбору)

Объявления и информация для учащихся

Комментарий к уроку

Работа учащихся на уроке (коллективная)

Работа учащихся на уроке (индивидуальная)

Материалы к следующему уроку