Урок 4 ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ «РУССКАЯ МАТРЕШКА В ОСЕННЕМ УБОРЕ» (карандаш)

0
986
физика

Цели: обучить детей умению анализировать произведения изобразительного искусства; развивать наблюдательность и внимание, логическое мышление; воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Оборудование:

Изобразительный ряд: образцы русских матрешек из Загорска, Семенова, Полхов-Майдана; образец педагогического рисунка «Русская матрешка в осеннем уборе» (карандаш).

Литературный ряд: народное творчество (стихотворения и загадка).

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

Учитель. Ребята, вспомните, как надо готовить к работе краски.

Верно, надо в каждый из цветов красок капнуть по нескольку капель воды.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Тема сегодняшнего урока посвящена одному из самых известных во всем мире талисману России – матрешке. А так как наступила осень, то и украшать матрешек мы будем цветами и листьями. Поэтому наша работа называется «Русская матрешка в осеннем уборе».

III. Актуализация знаний учащихся.

 У кого из вас дома есть народные декоративные игрушки?

 Почему они вам нравятся?

IV. Вводная беседа.

Слово учителя. Город Загорск считается родиной русской расписной матрешки – точённой из дерева и оригинально расписанной многоместной куклы, ставшей подлинным русским сувениром. Популярность матрешки у иностранных туристов и любителей путешествий в нашей стране вызвала у мастеров разных областей России желание создать свои варианты столь привлекательной игрушки.

В основном матрешек продавали на ярмарках.

На ярмарку, на ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Все товары хороши,

Что угодно для души.

Давай покупай,

Выбирай, забирай!

 А какие еще игрушки продавали на ярмарках?

 Из каких материалов делали игрушки?

Послушайте стихи о деревянных игрушках.

А вот русская красавица

Солоночка!

Для соли, для чаю,

Для всякого случаю.

И на сахар, и на мед –

На все пойдет.

Наши утки

Несутся два раза в сутки.

Рой до дна,

Цена одна!

А вот ваза!

Бери три сразу.

Небьющиеся,

Неколющие,

Какие здоровущие!

А вот ложка!

Хлебай понемножку!

А вот молоток

На мелкий гвоздок!

 Как расписывали мастера эти игрушки?

 Что означает матрешка?

 Какие цвета чаще всего использовались при росписи матрешек?

 В чем, по вашему мнению, заключена красота матрешки?

Подходите, подходите!

На товары поглядите!

Привезли издалека

Мы не ситцы, не шелка

И не кольца, и не брошки,

А веселые матрешки.

Много загадок и стихотворений народные мастера посвятили красавице матрешке. Некоторые из них девочки заранее выучили и сейчас вам прочитают.

Пыль клубится по дорожке.

Едут с ярмарки матрёшки

На баранах, на быках,

Все с гостинцами в руках.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка!

Взял я в руки кисть и краски,

Стал волшебником из сказки.

На матрёшке яркий сарафан

Расписал под Полховский Майдан.

V. Анализ произведений декоративно-прикладного искусства.

На Руси самыми прославленными центрами народного творчества были города Загорск, Семенов, а также Полхов-Майдан.

Матрешки из Загорска и Семенова похожи между собой. Они украшены довольно скромно, расписаны спокойными, не очень яркими цветами. Художники «одевали» этих матрешек в сарафан с фартучком, а на голове рисовали платок.

Мастера точно соотносили размер элементов на узоре матрешек с размерами самой матрешки. Чем больше была матрешка, тем крупнее были цветы и листья, украшающие ее фартуки. Основным цветом для сарафана матрешки являлся красный. Край фартука и рукава кофты обозначали черным цветом. Голову всегда украшали платком, в росписи каймы которого использовали прием «тычок».

Полхов-майданские матрешки отличаются более удлиненной формой туловища и головы. В росписи этой матрешки присутствуют более яркие цвета – малиновый, фиолетовый. Часто эти цвета даются на контрасте: малиновый с темно-зеленым, синий с желтым. Кроме того, обязательно при росписи полхов-майданской матрешки используется обводка всех элементов черной краской. Лицо расписывают в основном также только черным цветом – глаза, нос, губы и волосы в форме кругляшек. При выполнении этой матрешки плотно украшают ее фигуру спереди цветами, листьями и ягодами.

VI. Работа над новым материалом.

Учитель. Мы сегодня выполним эскиз для росписи матрешки объемной формы. Такую игрушку-матрешку вы сделаете на уроках технологии из папье-маше.

Чтобы роспись получилась выразительная, красивая, давайте вспомним приемы народной цветочной росписи. Русские мастера часто для выполнения ягод, листьев цветов рисовали кистью простейшие элементы растительного и геометрического характера. Можно выполнить «волшебные ягоды» приемом тычка, а «волшебные листья» – приемом «прикладывание» (примакивание). Кроме того, вам знаком такой прием, как «мазок с растяжением цвета».

Так как мы украшаем русскую матрешку осенним узором, то главным элементом нашего узора будет… отгадка загадки:

Летают, кружатся,

На землю ложатся.

С земли не встают

И тут пропадут.

 Что это?

Верно, это листья дерева. Но нам надо декоративно переработать листья деревьев так, чтобы узор был более выразительным.

Чтобы роспись получилась красивой, надо вспомнить и творчески использовать приемы народной цветочной росписи.

VII. Педагогический рисунок.

Учитель. Вспомните упражнения по выполнению простейших приемов кистевой росписи.

К простейшим приемам кистевой росписи относятся круги и овалы, украшенные дугами, точками и штрихами, а также цветы и листья, выполненные приемом тычка.

Выполняйте упражнения за мной – копируете мои действия:

1. Выполните любым ярким цветом круг и овал, это так выполняются подмалевки для будущих цветов – распустившихся розанов/ и бутонов / купавок / в городецкой росписи. (См. Приложение 1, рис. 1).

2. На овале выполните штрихи кривой линией, подчеркивающей форму овала, а на круге – штрихи короткие, их количество соответствует лепесткам предполагаемого цветка. Можно дополнить рисунок точками. И точки, и штрихи выполняются белого цвета. Эта операция называется – оживкой. Древние мастера считали, что таким образом нарисованные ими цветы оживают. (См. Приложение 1, рис. 2.)

3. Часто цветы в той же городецкой росписи украшали дужками более темного цвета, чем подмалевок. Количество дужек и их размер выбирались в зависимости от выполняемого цветка. У розана обычно было четное количество лепестков, и все они были одинакового размера. А вот для купавки характерно, наоборот, нечетное количество лепестков, при этом самый крупный лепесток располагался напротив центра, а по обеим от него сторонам располагались лепестки меньшего размера. (См. Приложение 1, рис. 3.)

4. Для выполнения веточек смородины использовали прием тычка. Намотайте кусочек ваты на кончик кисточки, обмакните его в красную краску и выполните веточку из ягод. Каждая ягодка должна быть чуть меньше предыдущей. При этом красиво смотрится веточка, если вы ее будете немного изгибать. После желательно каждый из кружков украсить маленьким темным штрихом. (См. Приложение 1, рис. 4.)

Листочки выполняются зеленым цветом. Кисть кладется под наклоном и как бы примакивается. После тонкой кистью дописываются изящные элементы. (См. Приложение 1, рис. 5.)

Выполнение матрешки (см. Приложение 2).

1. Необходимо расположить лист по вертикали. Наметим высоту и ширину матрешки. Определим соотношение нижней ее части – туловища и верхней – головы. Голова у матрешки должна быть в два раза меньше туловища. Поэтому всю высоту матрешки разделим на три части, верхняя часть как раз и будет являться высотой головы.

2. Определим пропорции и форму головы. Туловище похоже на овал, наметим его.

3. Прорисуем на голове платок и круг – лицо. В основании туловища нарисую подставочку. Обратите внимание, что эта подставочка овальной формы.

4. На лице очень аккуратными штрихами намечаю глаза, нос и рот. Отмечаю линию волос. Теперь выполняю узор из цветов и листьев на центральной части матрешки. Я располагаю в центре три цветка, вокруг которых формирую узор из лепестков. Композицию узора выполняю таким образом, чтобы от контура туловища матрешки до элементов узора было примерно одинаковое расстояние. Рисунок закончен.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните самостоятельно рисунок матрешки и украсьте ее узором. Старайтесь выполнить выразительный узор. При этом используйте те приемы декоративной росписи, которые мы сегодня повторили.

IX. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учитель. Посмотрите лучшие работы. Эти рисунки матрешек отличаются грамотным переносом пропорций и декоративностью узоров.

2. Обобщение изученного материала.

Учитель подводит итоги изученного и выполненного на уроке.

 С какими центрами народного творчества по изготовлению матрешек вы сегодня познакомились?

 Кто запомнил отличительные особенности этих матрешек?

 Какие приемы народной цветочной росписи вы сегодня выполняли?