Урок 38. согласные звуки [в],[в’], БУКВА Вв
Цели: познакомить со звуками [в], [в′], буквой В в; развивать речь, логическое мышление, память.
Оборудование: учебник, предметные картинки с изображением велосипеда, василька, винограда, вороны, вилки, телевизора, волка, двери.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний и умений.
Постановка целей и задач урока.
1. Дети рассматривают иллюстрацию на с. 72–73.
Вопросы:
– Назовите героев мультфильмов, которые изображены на рисунке.
– Из каких мультфильмов эти герои?
– Во что играют мультяшки?
– Кто выполняет роль судьи?
– Кто забивает мяч?
– Кто стоит в воротах и ловит мяч?
При составлении предложений выясняется, что Волк – вратарь.
Составляется предложение: Вратарь ловит мяч.
Из первого слова вратарь, которое сопоставляется со схемой (изображенной на доске), выделяется твердый согласный звук [в], а из второго слова ловит – мягкий согласный звук [в′]. Устанавливается, что звуки [в], [в′] произносятся звонко, с участием голоса.
Игра «Кто внимательный?».
Учитель просит детей назвать предметы, изображенные на рисунках. Показывает предметные картинки с изображением велосипеда, василька, винограда, вороны, вилки, телевизора, волка, двери.
Вопрос:
– Какой одинаковый звук услышали в словах?
Физкультминутка
2. На что похожа буква В?
Снеговик,
А с ним метелка
Буквой В
Стоят под елкой.
К единице три приставим…
Что за букву мы составим?
– На что похожа буква В? (Предположения детей.)
3. Печатание буквы В в учащимися в тетрадях.
Игра «Твердый – мягкий» (по командам).
Слова: вилка, варежка, веник, волк, вьюга, вратарь, виноград, велосипед, гвоздика.
Усваивается буква, которой обозначается твердый и мягкий согласный звуки [в], [в′].
Чтение слогов-слияний и слов в столбиках, с. 73.
Разбирается слого-звуковой состав каждого слова в столбиках. Слова прочитываются, разбирается их значение. Учитель объясняет, что эти слова встретятся в рассказе.
Физкультминутка
Чтение рассказа. Ответы на вопросы.
Дети читают рассказ «цепочкой». При чтении обращается внимание учащихся на интонацию в восклицательных предложениях.
Вопросы по тексту:
– Кем были Вова и Слава?
– Что сказали Вове? А Славе?
Учитель подводит учащихся к беседе о том, что занятие спортом развивает выносливость и ловкость. Выясняется, занимается ли кто из ребят в спортивных секциях.
Чтение пословиц, с. 72.
Учитель выясняет, как учащиеся понимают их смысл.
III. Итог урока.
– Каким звукам, какой букве был посвящен сегодняшний урок?
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось?
– Что вызвало затруднение? Почему?