Ц е л ь: познакомить учащихся с предлогами, которые употребляются с несколькими падежами и способами определения падежей в таких случаях.
Х о д у р о к а
I. Актуализация опорных знаний.
О р ф о г р а ф и ч е с к а я м и н у т к а.
– Запишите словосочетания под диктовку, обозначьте падежи имен существительных, подчеркните предлоги.
Пролетели над лесом, притаились около куста, приближался к опушке, дошел до дома, перелез через изгородь, рассказал о друге, остановился около школы.
II. Наблюдение над предлогами, употребляемыми с разными падежами.
1. Упражнение 30 учащиеся выполняют по заданию по учебнику.
– Какое наблюдение вы сделали?
– Можно ли по предлогам, данным в упражнении, определить падеж существительных?
2. В ы п о л н е н и е упражнения 29.
– В форму какого падежа поставили существительные, данные в скобках?
Назовите управляющие слова.
3. В ы п о л н е н и е упражнений 31, 32, 33.
– На основании своих наблюдений продолжите высказывания.
– Прочитайте сведения о языке на с. 81 и сравните со своими предложениями.
– Как в таких случаях определить падеж существительных? (При помощи падежных вопросов.)
III. Самостоятельная работа.
З а д а н и е. Определите и обозначьте падеж слов. Выполняется по вариантам:
в а р и а н т I – дело;
в а р и а н т II – труд.
Н а д о с к е:
В а р и а н т I
От слова до дела – целая верста.
И умен, и пригож, и в деле гож.
Велик телом, да мал делом.
Дело шуток не любит.
Делу – время, потехе – час.
В а р и а н т II
Белые ручки чужой труд любят.
Труд кормит, а лень портит.
Дерево ценно плодом, а человек – трудом.
Суди о человеке по его труду.
В труде рождаются герои.
IV. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Если существительное сочетается с предлогом, который употребляется с разными падежными формами, как определить падеж данного существительного?
Домашнее задание: упражнения 34–35.