Урок 38 РАСПОЗНАВАНИЕ ПАДЕЖЕЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

0
525
общество

Ц е л ь: познакомить учащихся с предлогами, которые употребляются с несколькими падежами и способами определения падежей в таких случаях.

Х о д у р о к а

I. Актуализация опорных знаний.

О р ф о г р а ф и ч е с к а я м и н у т к а.

– Запишите словосочетания под диктовку, обозначьте падежи имен существительных, подчеркните предлоги.

Пролетели над лесом, притаились около куста, приближался к опушке, дошел до дома, перелез через изгородь, рассказал о друге, остановился около школы.

II. Наблюдение над предлогами, употребляемыми с разными падежами.

1. Упражнение 30 учащиеся выполняют по заданию по учебнику.

– Какое наблюдение вы сделали?

– Можно ли по предлогам, данным в упражнении, определить падеж существительных?

2. В ы п о л н е н и е упражнения 29.

– В форму какого падежа поставили существительные, данные в скобках?

Назовите управляющие слова.

3. В ы п о л н е н и е упражнений 31, 32, 33.

– На основании своих наблюдений продолжите высказывания.

– Прочитайте сведения о языке на с. 81 и сравните со своими предложениями.

– Как в таких случаях определить падеж существительных? (При помощи падежных вопросов.)

III. Самостоятельная работа.

З а д а н и е. Определите и обозначьте падеж слов. Выполняется по вариантам:

в а р и а н т I – дело;

в а р и а н т II – труд.

Н а д о с к е:

В а р и а н т I

От слова до дела – целая верста.

И умен, и пригож, и в деле гож.

Велик телом, да мал делом.

Дело шуток не любит.

Делу – время, потехе – час.

В а р и а н т II

Белые ручки чужой труд любят.

Труд кормит, а лень портит.

Дерево ценно плодом, а человек – трудом.

Суди о человеке по его труду.

В труде рождаются герои.

IV. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Если существительное сочетается с предлогом, который употребляется с разными падежными формами, как определить падеж данного существительного?

Домашнее задание: упражнения 34–35.