Урок 37. РУССКАЯ РАВНИНА. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ

0
641
литература

Задачи: актуализировать и продолжить формирование зна­ний о природном районировании; сформировать знания об особен­ностях природы Восточно-Европейской равнины; развивать умение объяснять взаимосвязи природных компонентов, формирование географического облика территории.

Ход урока

I. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Вводная беседа проводится с целью актуализации опорных знаний, которые являются фундаментом новой темы. Учащиеся выполняют следующие задания и отвечают на ряд вопросов.

Назовите главные и общие признаки природных комплексов поверхности Земли.

Определите причины формирования природных районов, подтверждая свои выводы примерами по климатической, почвен­ной картам и карте растительности.

Расскажите о взаимодействии зональных и азональных фак­торов в формировании природных районов.

Назовите крупные природные районы на территории России.

Систематизировав ответы учащихся, учитель сообщает, что крупные природные районы объединяют значительные территории, имеющие общие черты, единство в происхождении и развитии, геологическом и тектоническом строении, рельефе, ландшафтах. Это целостная природная территория, имеющая своеобразный об­лик, определенное, только ей свойственное, географическое строе­ние. Каждый природный район индивидуален, неповторим, един­ственен и прекрасен по-своему. Нельзя спутать Русскую равнину и Западно-Сибирскую низменность, Урал и Восточную Сибирь. Ка­ждый регион отличается от другого, и люди, живущие в разных местах, как бы «впитывают в себя» все особенности своей местно­сти. В жизни мы наблюдаем, как отличается северянин от южани­на, сибиряк от волжанина, житель средней полосы от таежного жи­теля и т. д. Почему так происходит? Каковы особенности природы в различных районах? Как они влияют на человека? Об этом мы узнаем познакомившись с темами сегодняшнего урока «Русская равнина».

Следующий этап вводной беседы – изучение по плану ком­плексной характеристики крупных природных районов. Учитель комментирует его, а учащиеся записывают в тетрадь.

План комплексной характеристики крупного природного района

Географическое положение и его влияние на формирование природных условий территории.

Рельеф, его связь с геологическими структурами и законо­мерности размещения полезных ископаемых.

Климат, названия типов климата, качественная и количест­венная характеристика условий, коэффициент увлажнения.

Внутренние воды, их связь с рельефом и климатом.

Почвы, растительность, животные, их зависимость от клима­та, взаимодействие и взаимная обусловленность в развитии.

Особенности природных условий территории и причины, объясняющие эти особенности.

Природные ресурсы, их хозяйственное использование, меро­приятия по охране и преобразованию природы.

Получение новых знаний.

При изучении этой темы «Крупные природные районы. Приро­да регионов России» можно использовать наиболее активные фор­мы организации познавательной деятельности учащихся. Доля практической и самостоятельной ра!боты школьников с разнооб­разными источниками географических знаний может быть значи­тельно увеличена. Практические задания и упражнения направлены на формирование умений применять теоретические знания к кон­кретной территории. Самостоятельные работы различаются по уровню сложности и способствуют развитию интереса к изучению различных регионов страны. Учитель только координирует и оце­нивает деятельность школьников, предоставляя им выбор вариан­тов заданий и методов работы. При изучении природных районов России желательно организовывать семинары, конкурсы, игры, диспуты, дать опережающие домашние задания и т. д.

Изучение природы Русской равнины целесообразно организо­вать в виде совместной с учителем практической работы с элемен­тами объяснения. Учащиеся должны усвоить структуру изучения природного района для того, чтобы затем применять эти умения в изучении других районов.

Сначала рекомендуется восстановить в памяти учащихся по­нятие о географическом положении. Для закрепления этих знаний и формирования конкретных знаний о географическом положении Восточно-Европейской равнины проводится работа по физической карте России и карте Европейской части страны.

Вопросы и задания:

Где находится Русская равнина? Как она выделяется на физи­ческой карте? Каковы её естественные рубежи?

Определите протяженность равнины с севера на юг и с запада на восток: от 70° с. ш. до 45° с. ш., от 20° в. д. до 58° в. д.

Как протяженность равнины с севера на юг сказывается на изменении на ней природных условий?

Объясните, как открытость равнины к Северному Ледовитому океану сказывается на ее природных условиях.

Объясните, как Атлантический океан и Северо-Атлантическое течение влияют на природу равнины.

Учитель. Площадь Восточно-Европейской равнины – 4 млн. км2. Она одна из крупнейших в мире.

Прежде чем приступить к изучению особенностей тектони­ческого строения и рельефа Восточно-Европейской равнины уча­щимся необходимо вспомнить понятие о платформе.

Что является причиной равнинности такой огромной терри­тории? Какой источник знаний поможет нам понять эту причину?

Какие участки земной коры называют платформами? Какими основными признаками характеризуются платформы?

Какие формы рельефа располагаются на платформах?

Проявляются ли внутренние процессы земной коры на плат­формах? Какие внешние рельефообразующие процессы можно на­блюдать в настоящее время на платформах и какие формы рельефа они образуют?

По тектонической карте определите части Русской платфор­мы, которые отличаются от всей остальной территории.

Учитель. Это Балтийский щит и Воронежский массив.

Что такое щиты? Какие формы рельефа им соответствуют?

Сравните тектоническую карту с геологической в районе Бал­тийского щита и Прикаспийской низменности. Где выходят самые древние породы и самые молодые? Подумайте, как выглядят эти районы в рельефе на поверхности.

Учитель. Выход древних пород на поверхность обнаруживает­ся на Балтийском щите, в рельефе это выражено возвышенными формами. Поверхность Прикаспийской низменности сложена са­мыми молодыми породами, которые образуют верхний слой ог­ромного осадочного чехла, рельеф плоский, низменный.

Работа с геологическим профилем Восточно-Европейской платформы станет подтверждением сделанных выводов. Далее учитель организует работу с физической картой Русской равнины для анализа рельефа поверхности.

Задание:

Рассмотрите физическую карту. Каковы особенности рельефа Восточно-Европейской равнины?

Учитель. Несмотря на общую равнинность территории, легко заметить, насколько неоднородна поверхность Русской равнины. Низменности и возвышенности соответствуют неровностям фун­дамента. Ученые-тектонисты также установили, что многие речные долины зал ожил ись над разломами фундамента платформы.

Но на Восточно-Европейской равнине есть неровности, холмы, гряды и другие формы, созданные внешними процессами. В пер­вую очередь, конечно же, видно огромное влияние оледенения на образование морено-ледниковых форм рельефа (Смоленской и Мо­сковской возвышенностей, Мещеры и др.). Спускаясь с территории Скандинавского и Кольского полуостровов и Урала, ледник разру­шал твердые горные породы, сносил и тащил валуны, формируя узкие, извилистые, протяженные долины. Останавливаясь, ледник откладывал все, что тащила с собой масса льда в несколько мил­лионов тонн. Так образовывались гряды и холмы. При отступлении ледника оставались огромные озера: Ильмень, Чудское, Псковское и др. В средней полосе равнины и на юге её в настоящее время ак­тивно протекают явления водной и ветровой эрозии. Этому способ­ствую, с одной стороны, пологохолмистый рельеф и мягкие, рых­лые, легкоразрушаемые водными потоками и ветрами горные по­роды, и, с другой стороны, особенности климатических условий: континентальность климата, частые ветры-суховеи и осадки ливне­вого характера. Велика роль человека в этом процессе хозяйствен­ной деятельности.

Для того чтобы углубить и закрепить знания учащихся об особенностях климата, его влиянии на весь природный комплекс, учащимся предлагается для анализа таблица (она заранее готовится и является раздаточным материалом).

Вопросы и задания:

Проанализируйте средние температуры самого холодного месяца (для тундры – это февраль). Как они изменяются?

Учащиеся устанавливают, что температура повышается с севе­ра на юг, т. е. на севере самые большие холода.

Определите, как изменяется средняя температура самого те­плого месяца.

Учащиеся устанавливают, что она также увеличивается с севе­ра на юг.

Такая же тенденция характерна для среднегодовой температу­ры. Таким образом, учащиеся делают вывод, что при движении на юг становится теплее и температура повышается.

А как изменяются облачность и увлажнение?

Облачность и увлажнение уменьшаются при движении с севе­ра на юг.

Какую закономерность отражают климатические показатели Восточно-Европейской равнины?

Климатические показатели подтверждают закон широтной гео­графической зональности.

Закрепить знания поможет работа с таблицами и картами атласа.

Задание 1. По показателям определите природную зону: среднегодовая температура +3,5 °С, облачность 65 %, коэффициент увлажнения 1,1. (Это зона лесов.)

Задание 2. Выясните, правильно ли охарактеризована зона степей: средняя температура января -2,0 °, самого теплого +21,0 °С, облачность 75 %, коэффициент увлажнения 0,8. Какие показатели не соответствуют зоне степей? Почему? Обоснуйте свой ответ. (В степи континентальный климат, зимой холодно, морозы, а об­лачность менее 75 %, и коэффициент увлажнения также меньше.)

Если учителю легче организовать работу с физико- географическим профилем (с. 154 в учебнике), то можно предло­жить учащимся такие задания:

Проследите, как возрастает средняя температура июля. Назо­вите причины этого климатического явления и объясните, как из­менения температуры воздуха летом сказываются на испаряемости и испарении.

Проследите, как меняется коэффициент увлажнения с севера на юг. Где наблюдается избыточное увлажнение, где – достаточ­ное, а где – скудное? Объясните причины этих увлажнений.

По профилю установите, влияют ли климатические измене­ния на растительность и почвы.

Затем следует обратить внимание учащихся на то, что на Вос­точно-Европейской равнине наблюдаются климатические различия не только между севером и югом, но и между западными и восточ­ными областями равнины. Чтобы убедиться в этом, проводится анализ климатической карты в атласе на с. 14—15. На карте видно, что, например, Брянск и Самара расположены приблизительно на одной широте, но различаются средним годовым количеством осадков, средними температурами лета и зимы. Климат Брянска более влажный, мягкий, менее континентальный по сравнению с климатом Самары.

Можно предложить учащимся подумать над вопросом: «В чем причины климатических различий западных и восточных областей равнины?» Заслушав ответы учащихся, учитель дополняет сведе­ния пояснениями о развитии циклонической деятельности над за­падными областями равнины, которая наблюдается в морских воз­душных массах с Атлантического океана. Используя знания об удельной теплоемкости воды, учащиеся могут самостоятельно объ­яснить, почему морские умеренные воздушные массы с Атлантики приносят на равнину осадки и понижение температуры воздуха, а зимой – снегопады, повышение температуры воздуха и даже отте­пели.

На климат равнины оказывают влияние также и антициклоны, которые приходят с севера с арктическим воздухом и с востока с континентальным умеренным воздухом из Сибири. Летом иссу­шающую роль играют континентальные тропические воздушные массы из Средней Азии, которые приходят в виде суховеев.

После анализа климатических условий на Восточно- Европейской равнине учитель делает логический переход к харак­теристике речной и озерной сети региона, ведь климат в первую очередь влияет на этот компонент природы. Работа учащихся по карте.

Задания:

Определите основные речные системы Восточно-Европейской равнины.

Выявите различия в густоте речной и озерной сети северной и южной частей равнины.

Объясните, почему величина годового стока Печоры в 4 раза больше годового стока Дона и составляет у Печоры 130 км2, а у Дона – 30 км2, несмотря на то что длины рек одинаковы, площади бассейнов почти равны и среднее годовое количество осадков в бассейнах этих рек также почти одинаково.

Учитель дополняет ответы учащихся рассказом о реках Русской равнины. Реки соединяют территорию равнины в единое целое. Они создают неповторимый ландшафт местности: речные русла, низкие поймы, высокие берега, террасы и др. Основное питание рек – снеговое, дождевое, подземное. Северные реки полноводны, величавы, с шумным ледоходом и большим весенним половодьем.

Но в холодной воде северных рек все химические процессы идут медленнее, поэтому у них пониженные возможности самоочище­ния. Сейчас в северные реки сбрасывают тысячи тонн сточных вод, что приводит к гибели ценных пород рыб, оскудению рек и озер.

Символ Русской равнины – река Волга, самая крупная река. Она начинается со студеного ключа в валдайских лесах и проходит путь длиною в 3690 км. Её долина пересекает четыре природные зоны и придает каждому участку своеобразную красоту. После впадения Камы ширина реки достигает 2 км. Обходя скалистые, покрытые лесом известняковые Жигули, река образует изгиб, на­зываемый Самарской Лукой. На Прикаспийской низменности от Волги отделяется рукав Ахтуба, и возникает Волго-Ахтубинская пойма. Земля этой поймы обильна и плодородна. Она начинается в 170 км от Каспия. Дельту Волги сравнивают с рогом изобилия, по­вернутым к Каспию.

Волга – любимая река народов Европейской части России. Об­раз Волги одушевлен в былинах, песнях, сказаниях. Чаще всего реку связывали с образом матери: «Волга-матушка…». Волга в дав­них песнях была символом удали, воли, свободы. Любопытный факт: в старину крупные волжские города располагались таким об­разом, что на правом берегу стояли те из них, которые носили мужское имя (Ярославль, Нижний Новгород, Симбирск, Саратов, Царицын), а на левом – женское (Кострома, Казань, Самара, Астра­хань).

В настоящее время Волга находится в катастрофическом поло­жении. Это уже не река, а целая система водохранилищ. Сотни предприятий химической и металлургической промышленности сбрасывают грязные стоки в реку. По притокам и малым рекам идут отравленные химикатами стоки с ферм, полей. Под угрозой находится стадо осетровых рыб. Необходимо осуществить систему мер по спасению Волги.

В заключение разбирается вопрос об особенностях почв и растительности на территории Восточно-Европейской равнины. Формированию у учащихся знаний о закономерных зональных из­менениях растительности и почв помогает анализ физико- географического профиля (раздаточный материал).

Задания:

Проследите, как меняется растительный покров на равнине при движении на ней с севера на юг.

Установите влияние климатических условий (температур ле­та и коэффициента увлажнения) на характер растительности на равнине; объясните, какие климатические условия способствуют произрастанию лесов. Объясните, что мешает произрастанию лесов на юге и севере равнины.

Проследите по профилю изменение почвенных зон на равни­не; назовите почвы северной части равнины и природные условия, при которых они сформировались.

Сделайте вывод о ведущих природных факторах, опреде­ляющих зональные изменения физико-географических условий на Восточно-Европейской равнине.

Обобщая ответы учащихся, необходимо подвести их к выводу о том, что широтную зональность на равнине прежде всего опреде­ляет равнинность рельефа и умеренно континентальный климат.

Закрепление материала.

При наличии времени на уроке можно провести закрепление материала, еще раз вернувшись к основным вопросам урока:

Как влияет тектоническое строение на рельеф Восточно- Европейской равнины?

Объясните, почему явления водной и ветровой эрозии слабо выражены на севере равнины, но активно протекают на юге?

Почему в обнажениях горных пород в Подмосковье можно наблюдать несколько погребенных морен?

Почему среди осадочных пород, покрывающих равнину, есть породы как морского, так и континентального происхождения?

Докажите, что рельеф равнины продолжает изменяться и в настоящее время.

Чем характеризуются климатические условия на севере, в средней полосе и на юге равнины?

Почему умеренные воздушные массы зимой влажные и теп­лые, а летом – влажные и прохладные?

Объясните, почему над Арктикой и летом, и зимой форми­руются холодные, сухие и прозрачные воздушные массы, которые приходят на равнину в виде антициклонов.

К каким природным изменениям может привести вырубка леса в лесотундре?

Как изменятся природные условия тундры при чрезмерном её использовании под пастбища оленей?

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 27, нанесите объекты географической номенклатуры на контурную карту, письменно выполнить задание: «Определите, на берегах каких рек и озер расположены города Ря­зань, Владимир, Тверь, Ростов Великий, Архангельск».