Урок 34 Тема: МУЗЕИ ИСКУССТВ

0
696

Вид занятий: беседа, просмотр слайдов, диафильмов, иллюст­раций, репродукций,видеофильмов.

Цели и задачи: знакомство с ведущими музеями России, за­рубежья; формирование понятия о важности их как хранилищ культурного наследия человечества; объяснить принципы фор­мирования музея, рассказать о истории возникновения музеев, разнообразии экспозиций музеев, работе людей в музее; дать представление о художественном музее как отдельной разно-кидности; ознакомление с местными художественными музеями и выставками; ступенями художественного образования: школа, студия, ДХШ, кружок, училище, вуз.

Зрительный ряд: слайды и открытки из наборов «Третья­ковская галерея», «Музей изобразительных искусств им. А. С. Пуш­кина», «Эрмитаж», «Русский музей»; слайды с изображением архи­тектурных памятников (Кижи, Кострома, Москва, Ярославль, Суз­даль и т. д.); подборка: коллективное панно из открыток и репро­дукций по темам, жанрам, видам изобразительного искусства.

Музыкальный ряд: И. С. Бах «Органные прелюдии» (и качестве фона).

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку. II. Просмотр слайдов, видеозаписей.

III. Беседа о художественных музеях России, зарубежья, принципах формирования экспозиций, истории возникновения музеев, людях, которые работают в музеях.

В 1997 году в Москве во время работы XI конференции Меж­дународного совета музеев был утвержден День музеев, который празднуется 18 мая.

В этот день стало традицией открывать специальные выставки, устраивать встречи посетителей с руководителями музеев, органи­зовывать праздничные мероприятия. Вход в музеи в этот день сво­боден и бесплатен. Сейчас мы ходим по залам музеев, восхищаемся бессмертными творениями великих мастеров искусства и с любо­пытством рассматриваем предметы старого быта и другие экспона­ты. Но, восторгаясь богатством музеев, мы редко думаем о тех лю­дях, которые собрали воедино и сохранили то, что теперь составляет национальную гордость страны. Имена многих из них давно забыты или затерялись в грудах архивных бумаг, а их дело продолжает жить, растет племя коллекционеров, благодаря знани­ям, любви к искусству и энергии которых сохранены памятники культуры и науки. Многие великие люди прошлого были страст­ными коллекционерами. На основе их коллекций и были созданы всемирно известные музеи.

Установить время начала коллекционирования невозможно. Не так давно на границе Польши, Словацкой и Чешской республик археологи открыли пещерную стоянку первобытных людей, оби­тавших здесь несколько тысяч лет назад. В пещере был найден на­бор белых камешков, не имевших, вероятно, никакого практиче­ского значения, но собранных, очевидно, из-за их красоты и яркости.

В древности коллекциями довольно часто занимались не сами коллекционеры, а их рабы. Именно им поручалось изучать и клас­сифицировать вещи. Рабы должны были знать и помнить, кем изго­товлены предметы коллекции хозяина и откуда они привезены. Коллекционирование произведений искусства идет из император­ского Рима.

Музеи стали создаваться только в XVI-XVIII веках, правда, и тогда не все они были открыты для широкого посещения. С тех пор прошло много лет, теперь существуют самые разные музеи. Музей (лат. museum от греч. museion – храм муз) – это научи исследовательское и научно-просветительское учреждение, осуще­ствляющее комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию произведений искусства, памятников археологии, истории и пр., систематизированных определенным образом.

– А в каких музеях были вы, ребята? Где они находятся? По­нравилось ли вам там? Что запомнилось? (Ответы детей.)

Коллекции художественных музеев4 составлены чаще всего из произведений изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры), предметов декоративно-прикладного искусства, архи­тектуры. Многие вещи, которые находятся в музеях, мы с вами можем видеть на репродукциях, фотографиях. Многие музеи раз­мещаются в исторических зданиях, включают в свой комплекс об­ширную территорию парка или города. Существуют музеи архи­тектуры под открытым небом (Кижи, комплекс пирамид и храмов Древнего Египта в Гизе, Акрополь в Афинах и др.).

– Посмотрим, как располагаются экспонаты, какие они. Ученики демонстрируют подборки открыток, репродукций.

– В музеях хранятся картины-натюрморты, пейзажи известных художников, наиболее знаменитые портреты, жанровые, историче­ские картины, которые говорят о жизни людей разных времен.

IV. Знакомство с главными художественными музеями России.

Учитель. В Государственной Третьяковской галерее в Моск­ве и Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге хранятся произведения замечательных русских художников И. Репина, 15. Сурикова, И. Шишкина, И. Левитана, В. Серова, К. Юона, Л. Пластова и многих других, оставивших заметный след в русской и мировой культуре.

А в Государственном музее изобразительного искусства им. А. С. Пушкина в Москве и в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге собраны произведения великих художников мира, в том числе творения Рафаэля, Леонардо да Винчи, Рем­брандта. Эти музеи – культурное достояние нашей страны, настоя­щие сокровищницы, хранилища шедевров искусства, известные и у пас, и за рубежом.

Есть в России и другие интересные художественные музеи: к Москве это дом-музей В. Васнецова, усадьба Кусково XVIII века, Останкинский дворец, Государственный музей искусств народов востока, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Богатейшие художественные музеи имеются в ста­ринных городах Ярославле, Костроме, Саратове, Астрахани, Екате­ринбурге, Пензе, Серпухове, Туле и др.

– Назовите крупнейшие российские художественные музеи.

– В каких городах нашей страны они находятся?

– Приходилось ли вам, ребята, бывать в этих музеях? -Рассмотрите дома открытки, репродукции, иллюстрации щ

журналах и определите, в каких российских (или других) музеях хранятся оригинальные произведения художников.

– А есть ли художественные музеи в нашем городе?

По каждому из разделов искусства дети могут оформить кол­лективное панно на большом листе ватмана, которое будет служить наглядным материалом.

Вывод: музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих предков для последующих поколений.

Справка. Эрмитаж превращен в художественный музей в 1852 г., а фор­мировался он еще при Петре 1 и Екатерине II. Третьяковская галерея передана Москве в 1892 г., Русский музей в Санкт-Петербурге открыт в 1898 г., музей А. С. Пушкина в Москве – в 1912 г.

V. Беседа о ступенях художественного образования в Рос­сии.

Вопросы:

– Ребята, у кого из вас урок рисования – один из любимых уро­ков? А кто-нибудь из вас ходит в изостудию или в детскую худо­жественную школу? (Ответы детей.)

– Зачем, по-вашему, рисованию учат всех, хотя не все из вас > станут художниками?

Учитель. Рисованию учат всех для того, чтобы развивать зрительную память, внимание, фантазию, творческие способности, умение рассуждать и анализировать, чтобы приобрести навыки пользования инструментами и материалами, расширить кругозор и т. д. Для этого предназначен в школе урок изобразительного ис­кусства. А для тех ребят, кто любит и умеет рисовать и хочет по­полнить свои знания и улучшить умения, существуют детские изо­студии и детские художественные школы (ДХШ).

– Вы знаете, где ближайшая к нашей школе изостудия или’ ДХШ?

Учитель. Те ребята, кто занимается в изостудиях, имеет осо­бые способности к рисованию, зачастую желают выбрать профессию в области изобразительного искусства. Они могут поступить далее в средние профессиональные учебные заведения – художест­венные училища. Там готовят учителей черчения и рисования, ху­дожников-оформителей, театральных художников, дизайнеров, ювелиров, художников прикладного искусства. Учатся в таких училищах 4 года. Существуют и высшие учебные заведения для приобретения художественных профессий, там учатся 5 лет.

– Есть ли среди ваших знакомых и родственников художники? Знаете ли вы, где они учились? (Ответы детей.)

VI. Знакомство с местными художественными музеями, учебными заведениями.

– А где находятся художественные музеи нашего города?

– Кто из вас там был? (Ответы детей.)

Учитель рассказывает о местных художественных музеях и вы­ставках, профессиональных учебных заведениях. Учащиеся добав­ляют своими сообщениями.

VII. Итоги урока.

Домашнее задание: сходить с родителями в музей, за­помнить понравившиеся художественные произведения (автор, на-тание, дата, страна); побродить с родителями, друзьями по старым улицам своего города; посмотреть в телепередачах сюжеты о музе­ях изобразительного искусства и музеях народного искусства раз-пых стран мира.