Урок 31 ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

0
546
window

Ц е л ь: актуализировать знания о грамматических признаках существительных.

Х о д у р о к а

I. Словарная работа.

1. В с т а в ь т е пропущенные буквы в словах.

– На какие две группы можно разделить данные слова? (Существительные, прилагательные.) Выпишите слова в два столбика.

Ч..рный, в..сток, к..мандир, ж..лтый, инт..ресный, г..зета, ..лфавит, ру..кий, пр..красный, к..стер.

2. З н а к о м с т в о с новыми словарными словами.

1) О т г а д а й т е загадку.

Он и чертит, и рисует,

А сегодня вечерком

Он раскрасил мне альбом.

(Карандаш.)

Лексическая работа. Значение слова объясняют учащиеся, учитель вносит добавления.

к арандаш – письменная принадлежность – деревянная палочка с графитовым стержнем.

Этимология. Учитель объясняет происхождение слова.

Слово пришло из тюркского языка, где кара – «черный», даш – «камень».

2) О т г а д а й т е рифмованную загадку.

Строит заводы, машины, дома.

Подходят рабочие и мастера,

Он скажет, что сделать, каков тут замер,

Составит чертеж… (инженер).

Лексическое значение объясняют ученики и учитель.

Инженер – специалист с высшим техническим образованием.

Этимология. Слово заимствовано из французского языка.

3) О т г а д а й т е научную загадку.

Как назвать одним словом тонкий слой ледяных кристаллов на холодной поверхности?

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь _____ зеленеет.

А. С. Пушкин

Этимология. Учитель рассказывает о происхождении слова «иней».

Основа ин- в слове иней та же, что в древнем индийском эни- «сверкающий».

– В какой столбик запишем новые словарные слова? Почему?

II. Сообщение темы урока.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 1.

– Прочитайте диалог. Как вы ответите на вопрос учителя?

– Сформулируйте тему урока.

– Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем об имени существительном.

III. Грамматические признаки имен существительных.

1. И г р а «Исключите лишнее».

Учащиеся в каждой строке из всего набора слов должны найти и исключить «лишнее», аргументировав свой выбор.

Человек, белка, камень, осел, мама.

Муравей, книга, стакан, одежда, ужин.

– На какие вопросы отвечают данные слова?

– Что они обозначают? (Предметы.)

– Что еще могут называть имена существительные?

2. И г р а «По местам».

Н а д о с к е – карточки.

О п и с а н и е. Слева расположены карточки со словами, называющими какие-либо явления природы, признаки, действия, то есть те обобщенные понятия, которые написаны на карточках-конвертах, расположенных справа.

Учащиеся должны распределить карточки по группам (конвертам), вложить карточку со словом в конверт с обобщенным понятием, то есть разложить все «по местам».

– Как вы думаете, почему три карточки пустые? Придумайте задание для класса.

IV. Собственные и нарицательные имена существительные.

1. Упражнение 3 учащиеся выполняют по заданию учебника, самостоятельно.

2. В ы п о л н е н и е упражнения 4.

Прочитайте слова. Почему нельзя назвать текстом то, что вы прочитали?

Учитель повторно читает слова из упражнения вслух, а учащиеся хлопают в ладоши, когда услышат имена собственные.

– Что нужно сделать, чтобы из данных слов получился текст?

Учащиеся составляют текст и самостоятельно записывают его в тетрадь.

3. Упражнение 5 учащиеся выполняют по заданию учебника.

К о л л е к т и в н а я р а б о т а.

V. Итог урока.

И г р а.

Мы местами поменяемся,

Когда ни в чем не сомневаемся.

Если учитель не то нам будет утверждать,

Будем, не двигаясь, мы на месте стоять.

О п и с а н и е. Дети становятся в круг. Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны с ним, они меняются местами, если нет, стоят на месте.

Высказывания-утверждения учителя.

Существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы «кто?», «что?» и обозначает действие предмета.

Существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы «кто?», «что?» и обозначает предмет.

Имена собственные пишутся с маленькой буквы.

Имена собственные пишутся с большой буквы.

Я называю одушевленные существительные:

– дерево; – стол;

– малыш; – берег;

– друг; – буря;

– лето; – товарищ.

Домашнее задание: упражнение 6.