Ц е л ь: актуализировать знания о грамматических признаках существительных.
Х о д у р о к а
I. Словарная работа.
1. В с т а в ь т е пропущенные буквы в словах.
– На какие две группы можно разделить данные слова? (Существительные, прилагательные.) Выпишите слова в два столбика.
Ч..рный, в..сток, к..мандир, ж..лтый, инт..ресный, г..зета, ..лфавит, ру..кий, пр..красный, к..стер.
2. З н а к о м с т в о с новыми словарными словами.
1) О т г а д а й т е загадку.
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасил мне альбом.
(Карандаш.)
● Лексическая работа. Значение слова объясняют учащиеся, учитель вносит добавления.
к арандаш – письменная принадлежность – деревянная палочка с графитовым стержнем.
● Этимология. Учитель объясняет происхождение слова.
Слово пришло из тюркского языка, где кара – «черный», даш – «камень».
2) О т г а д а й т е рифмованную загадку.
Строит заводы, машины, дома.
Подходят рабочие и мастера,
Он скажет, что сделать, каков тут замер,
Составит чертеж… (инженер).
● Лексическое значение объясняют ученики и учитель.
Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
● Этимология. Слово заимствовано из французского языка.
3) О т г а д а й т е научную загадку.
Как назвать одним словом тонкий слой ледяных кристаллов на холодной поверхности?
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь _____ зеленеет.
А. С. Пушкин
● Этимология. Учитель рассказывает о происхождении слова «иней».
Основа ин- в слове иней та же, что в древнем индийском эни- «сверкающий».
– В какой столбик запишем новые словарные слова? Почему?
II. Сообщение темы урока.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 1.
– Прочитайте диалог. Как вы ответите на вопрос учителя?
– Сформулируйте тему урока.
– Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем об имени существительном.
III. Грамматические признаки имен существительных.
1. И г р а «Исключите лишнее».
Учащиеся в каждой строке из всего набора слов должны найти и исключить «лишнее», аргументировав свой выбор.
Человек, белка, камень, осел, мама.
Муравей, книга, стакан, одежда, ужин.
– На какие вопросы отвечают данные слова?
– Что они обозначают? (Предметы.)
– Что еще могут называть имена существительные?
2. И г р а «По местам».
Н а д о с к е – карточки.
О п и с а н и е. Слева расположены карточки со словами, называющими какие-либо явления природы, признаки, действия, то есть те обобщенные понятия, которые написаны на карточках-конвертах, расположенных справа.
Учащиеся должны распределить карточки по группам (конвертам), вложить карточку со словом в конверт с обобщенным понятием, то есть разложить все «по местам».
– Как вы думаете, почему три карточки пустые? Придумайте задание для класса.
IV. Собственные и нарицательные имена существительные.
1. Упражнение 3 учащиеся выполняют по заданию учебника, самостоятельно.
2. В ы п о л н е н и е упражнения 4.
Прочитайте слова. Почему нельзя назвать текстом то, что вы прочитали?
Учитель повторно читает слова из упражнения вслух, а учащиеся хлопают в ладоши, когда услышат имена собственные.
– Что нужно сделать, чтобы из данных слов получился текст?
Учащиеся составляют текст и самостоятельно записывают его в тетрадь.
3. Упражнение 5 учащиеся выполняют по заданию учебника.
К о л л е к т и в н а я р а б о т а.
V. Итог урока.
И г р а.
Мы местами поменяемся,
Когда ни в чем не сомневаемся.
Если учитель не то нам будет утверждать,
Будем, не двигаясь, мы на месте стоять.
О п и с а н и е. Дети становятся в круг. Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны с ним, они меняются местами, если нет, стоят на месте.
Высказывания-утверждения учителя.
● Существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы «кто?», «что?» и обозначает действие предмета.
● Существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы «кто?», «что?» и обозначает предмет.
● Имена собственные пишутся с маленькой буквы.
● Имена собственные пишутся с большой буквы.
● Я называю одушевленные существительные:
– дерево; – стол;
– малыш; – берег;
– друг; – буря;
– лето; – товарищ.
Домашнее задание: упражнение 6.