Определение
Ц е л ь: познакомить учащихся с определениями; развивать умения выделять на письме главные и изученные второстепенные члены предложения.
Х о д у р о к а
I. Актуализация опорных знаний.
Н а д о с к е записаны предложения с пропущенными обстоятельствами.
1) сказка сказывается, да не дело делается.
2) роса выпадает, а высыхает.
3) Ласточки летают , а воробьи .
4) снег выпадает, а тает.
– Каким членом предложения является каждое пропущенное слово? Прочитайте предложения с вставленными словами.
– На какие вопросы отвечают эти члены предложения?
II. Формирование новых знаний.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 14.
Выпишите в первый столбик словосочетания с уже известными вам второстепенными членами предложения, а во второй – с незнакомыми.
О б р а з е ц.
Кружится (как?) тихо. Листва (какая?) золотая.
2. Упражнение 15 выполняется по заданию в учебнике.
Прочитайте сведения о языке на с. 10.
(При разборе предложений по составу определения подчеркивают волнистой линией.)
3. З а у ч и в а н и е правила (записано на доске).
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой? Ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
4. В ы п о л н е н и е упражнения 16.
Объясните значение слов «неведомых» и «невиданных».
Разбор слов по составу проводится по вариантам:
I в. – II в. – III в. –
III. Зрительный диктант.
– Прочитайте текст в учебнике. Определите количество предложений. Объясните расстановку знаков препинания.
– Найдите «ошибкоопасные» места, объясните правила их написания.
Учитель диктует текст.
После записи под диктовку дети самостоятельно сверяют написанное в тетради с текстом в учебнике.
– Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу и определения. Назовите грамматические основы, которые вы подчеркнули. Теперь назовите определения. (Проверка выполнения задания осуществляется по цепочке.)
IV. Итог урока.
– Какие второстепенные члены предложения вы уже знаете?
– Какие второстепенные члены предложения называются определениями?
– Как они обозначаются на письме?
– Всегда ли определения относятся к главным членам предложения?
Домашнее задание: упражнения 17, 18 (составьте схему к каждому предложению), правило на с. 10.