Эпиграф к уроку:
Люди убегают от политики, неся на своих плечах политиканов.
Аркадий Давидович – российский автор
Тип урока: комбинированный.
Цель: дать учащимся представление о политической жизни и организации политической власти в обществе.
Учащиеся должны знать, что:
1) политика – искусство управления государством;
2) политическая власть распространяется на все общество;
3) власть – важнейший элемент общественной организации;
4) политические партии стремятся к завоеванию власти;
5) многопартийность – это деятельность в стране нескольких политических партий;
6) убеждения и политические взгляды человека, знания и умения, опыт его участия в общественной жизни характеризуют его политическую культуру.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1) политика;
2) политическая власть;
3) политическая партия;
4) многопартийность;
5) политическая организация;
6) оппозиция.
Учащиеся должны уметь:
1) объяснять понятия;
2) определять, что входит в сферу политики;
3) называть признаки любой власти;
4) объяснять причины возникновения политических организаций.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Опрос.
1. Что такое поколение?
2. Существует ли проблема «отцов и детей» и в чем она выражается?
3. Какой международный документ по правам ребенка вы знаете?
4. Почему необходимо защищать права ребенка?
5. Назовите важнейшие права детей.
II. Изучение нового материала.
ПЛАН
1. Сфера политики.
2. Политическая власть.
3. Политические организации.
4. Роль политики в жизни общества.
5. Политика – дело каждого?
Слово учителя.
При объяснении темы учитель использует схемы, которые учащиеся потом записывают в тетради.
Политика – это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами по поводу функционирования политической власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей.
Роль политики заключается в организации всех сфер жизни общества в соответствии с интересами всех социальных групп, в регулировании и контроле жизни и деятельности, отношений людей, социальных групп, наций в государстве.
Функции политики:
1) выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества;
2) социализация личности, формирование человека как самостоятельного, социально активного индивида;
3) организационная;
4) контрольно-распределительная;
5) обеспечение инновационности социального развития общества и человека, расширение сферы отношений между народами, человеком и природой;
6) интеграция различных слоев населения, поддержание целостности общественной системы стабильности и порядка;
7) управление и руководство общественными процессами, рационализация возникающих противоречий, обеспечение цивилизованного диалога граждан и государства.
Задание 1. Какие из нижеприведенных политических явлений входят в число основных структурных элементов политической системы:
а) политические отношения;
б) популизм;
в) политическая культура’,
г) политический режим;
д) политические организации’,
е) политические нормы’,
ж) политический плюрализм.
– Запишите слова-ассоциации к слову «власть», сгруппируйте слова, составьте кластер.
Власть – это способность, право или возможность одних людей оказывать решающее воздействие на поведение или деятельность других с помощью различных средств: права, авторитета, воли, принуждения.
Признаки политической власти:
1) легальность в использовании силы в пределах государства;
2) верховенство, обязательность решений для всякой иной власти;
3) публичность;
4) наличие одного центра принятия решений;
5) многообразие ресурсов.
Политическая власть – реальная способность данного класса, группы, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах.
Легитимность власти – подтверждение, признание законности прав, полномочий властных структур; признание власти большинством населения, выполнение гражданами ее решений, распоряжений.
Признаки падения легитимности власти:
1) рост степени принуждения;
2) ограничение прав и свобод;
3) запрещение политических партий и независимой прессы;
4) рост коррумпированности всех институтов власти, их сращивание с криминальными структурами;
5) низкая экономическая эффективность власти.
Задание 2. Известный немецкий социолог М. Вебер, раскрывая сущность власти, подчеркивал, что она представляет собой способность индивида в определенных социальных условиях проводить свою волю вопреки сопротивлению другого.
Выявите из приведенного определения основные признаки понятия «власть». Подумайте, всегда ли политическая власть выступает только лишь в качестве принудительной силы. Свой ответ аргументируйте. Опираясь на ранее изученный материал о субъектах политики и о ее сущности, определите, кому может принадлежать политическая власть и как она реализуется.
В России активный процесс образования политической партии начался в ходе революции 1905-1907 гг.
Многообразие политических партий, их конкуренция на арене борьбы за власть является отличительным признаком современного демократического общества и государства.
Признаки современных партий:
1) добровольное объединение граждан;
2) цель партии – участие в осуществлении политической власти;
3) выражает и отстаивает общие политические интересы ее членов; разрабатывает программу;
4) имеет свою организацию (численность, постоянный состав, формализованное членство, внутреннюю структуру);
5) руководящее ядро;
6) собственное имущество, финансовые средства;
7) собственные символы, значки, знамена.
Задачи политических партий:
1) оказывает влияние на формирование общественного мнения;
2) оказывает влияние на политическое образование, повышение политической культуры граждан;
3) организует участие граждан в политической жизни;
4) влияет на деятельность парламента и правительства;
5) важнейшей функцией политической партии является воспитание ее членов, формирование и выдвижение политических лидеров.
В настоящее время в России около 50 партий, но объединяют они меньше 0,5 % населения страны.
– Какие политические партии вы знаете, назовите их лидеров и программы.
Но кроме политических партий выделяются общественно- политические движения – политические образовании, не входящие в государственные и партийные структуры, но оказывающие влияние на политическую жизнь.
Виды объединений:
• общественно-политические;
• социальные (милосердие);
• военно-патриотические;
• национальные;
• культурно-творческие;
• самодеятельные объединения в области образования и самовоспитания;
• компьютерные клубы;
• экологические, охраны и восстановления исторических памятников;
• неформальные объединения.
– Какие общественные движения вам известны? Кому вы отдаете предпочтение?
III. Закрепление.
Вопросы и задания.
1. Как вы понимаете следующее определение политической партии: «Партия – коллективный политический лидер»? Могут ли быть в рядах одной партии люди с различными интересами, придерживающиеся различных взглядов?
Нужны ли, на ваш взгляд, внутренние споры, дискуссии в партийных рядах?
2. В. И. Ленин, высказывая свое суждение о партии, которую необходимо было создать российскому пролетариату, отмечал: «Перед нами стоит во всей своей силе неприятельская крепость, из которой осыпают нас тучи ядер и пуль, уносящие лучших бойцов. Мы должны взять эту крепость, и мы возьмем ее, если все силы пробуждающегося пролетариата соединим со всеми силами русских революционеров в одну партию, к которой потянется все, что есть в России живого и честного». В. И. Ленин видел в партии передового бойца и восклицал: «Дайте нам организацию революционеров, и мы перевернем Россию». Как вы думаете, что имел в виду В. И. Ленин, произнося эти слова? Какой тип партии хотел создать В. И. Ленин? Может ли и должна ли политическая партия ставить свой задачей «перевернуть» страну?
3. Прочитайте фрагменты программных документов политических партий дореволюционной России. Определите исповедуемые ими политические взгляды. Назовите монархические, либеральные и социалистические партии.
Из Устава «Союза русского народа»:
«3. Русский народ – народ православный, а потому православной христианской церкви, которая должна быть восстановлена на началах соборности и состоять из православных, единоверцев и восстановленных с ними на одинаковых правах старообрядцев, должно быть предоставлено первенствующее и господствующее в государстве положение.
4. Самодержавие русское создано народным разумом, благословлено церковью и оправдано историей; самодержавие наше – в единении царя с народом.
Примечание. Убежденно исповедуя, что благо родины – в самодержавном единении русского царя с народом, союз отмечает, что современный бюрократический строй, заслонивший светлую личность русского царя от народа и присвоивший себе часть прав, составляющих исконную принадлежность русской самодержавной власти, привел отечество наше к тяжелым бедствиям и потому подлежит коренному изменению; при этом союз твердо устанавливает, что изменение действующего строя должно совершаться отнюдь не проведением в жизнь ограничительных начал в форме каких бы то ни было конституционных или вообще учредительных собраний, но лишь путем учреждения Государственной Думы как органа, являющего из себя создание непосредственной связи между державною волею царя и правосознанием народа».
Из программы партии «Союз 17 октября»:
«2. Развитие и укрепление начал конституционной монархии с народным представительством, основанным на общем избирательном праве.
3. Обеспечение гражданских прав: свобода слова, устного и печатного, вероисповеданий, собраний и союзов; свобода передвижения, промышленности, торговли и т. д.; неприкосновенность личности, жилища, переписки и собственности граждан».
Из программы Партии народной свободы, или Конституционно-демократической партии (кадеты):
«1. Все российские граждане, без различия пола, вероисповедания и национальности, равны перед законом. Всякие сословные различия и всякие ограничения личных и имущественных прав поляков, евреев и всех без исключения других отдельных групп населения должны быть отменены.
2. Каждому гражданину обеспечивается свобода совести и вероисповедания. Никакие преследования за исповедуемые верования и убеждения, за перемену или отказ от вероучения не допускаются …
3. Каждый волен высказывать устно или письменно свои мысли, а равно обнародовать их и распространять путем печати или иным способом…
4. Всем российским гражданам предоставляется право устраивать публичные собрания как в закрытых помещениях, так и под открытым небом для обсуждения всякого рода вопросов».
Из программы Партии социалистов-революционеров (эсеры):
«Классы эксплуатируемые, в естественном стремлении к самозащите, по мере роста сознательности, все более объединяют свою борьбу и направляют ее против самих основ гнета и эксплуатации, во имя своей полной экономической, политической и духовной эмансипации (освобождения).
Наиболее последовательным выражением, научным освещением и обобщением этого движения является международный революционный социализм.
Являясь первоначально мировоззрением сознательного революционного меньшинства, он все более проникает в массы, ведя к тому, чтобы все слои трудового эксплуатируемого населения, от промышленного пролетариата до трудового крестьянства, осознали себя единым рабочим классом, видели в своем классовом единстве залог своего освобождения… подчинили все свои интересы одной великой задаче социально-революционного переворота.
Программой этого переворота является обобществление труда, собственности и хозяйства; уничтожение, вместе с частной собственностью, самого деления общества на классы. Уничтожение классового, репрессивного, принудительного характера общественных учреждений, при сохранении и развитии их нормальных культурных функций, то есть планомерной организации всеобщего труда на всеобщую пользу».
Из «Тактики анархистов-коммунистов»:
«Как современные профессиональные рабочие организации – зародыш будущих вольных ассоциаций, так естественное оружие рабочего класса – стачка – есть зерно нашей тактики.
Мы видели, что пролетариат, вместе с развитием капитализма, все больше расширяет и углубляет свою борьбу; частичные стачки теряют свое значение, даже массовые переходят в генеральные (всеобщие).
Что должны делать мы – передовой отряд пролетариата? Мы должны сознательно ускорять стихийный ход борьбы рабочего класса: мы должны мелкие стачки превращать в генеральные, а последние превратить в вооруженное восстание рабочих масс против Капитала и Государства.
Во время этого восстания мы должны при первом удобном случае приступить к немедленному захвату всех средств производства и всех продуктов потребления и сделать рабочий класс фактическим хозяином всего общественного богатства. Одновременно же мы должны беспощадно уничтожать все остатки государственной власти и классового господства: разрушать тюрьмы и участки, освободив заключенных; уничтожать все юридические акты о частной собственности… Взорвать казармы, жандармские и полицейские управления… в деле разрушения мы должны быть беспощадны, так как малейшая слабость с нашей стороны может стоить потом рабочему классу целое море лишней крови».
Домашнее задание: § 24.