Цель: углубить представление о духовном богатстве человека.
Задачи:
– раскрытие значимости для человека стремления к постоянному духовному самосовершенствованию;
– развитие постоянного стремления к духовному росту;
– обогащение внутреннего мира учащихся новыми знаниями о духовном наследии человечества.
Ресурсы: карточки с текстом отрывка из стихотворения А.Василькова «Заповеди», содержащего две парные строки.
Круг радости
Учитель приветствует всех и приглашает встать в круг, а затем предлагает нескольким ученикам поприветствовать одноклассников строчками стихотворения А. Василькова, записанными на карточках, которые вручены заранее.
Заповеди
Алексей Васильков
Карточка 1:
Стремясь проникнуть в тайны бытия,
познай вначале самого себя.
Карточка 2:
Спокойствие храни везде,
и пыл страстей держи в узде.
Карточка 3:
Не будь рабом бесчисленных вещей,
и лишнего в хозяйстве не имей.
Карточка 4:
Вражду в себе подолгу не храни,
и первым руку дружбы протяни.
Карточка 5:
Вершину покорив, не возгордись,
и радостью с друзьями поделись.
Карточка 6:
Не сетуй никогда на невезенье:
победа – это труд и вдохновенье.
Беседа
Учитель приглашает к беседе, целью которой является выявление понимания учащимися смысла понятия «духовное богатство человека» и дальнейшая коррекция их знаний. Опорой для проведения беседы служат вопросы рубрики учебника “Размышляем, беседуем”.
Что значит быть духовно богатым?
Какое значение имеет духовное богатство в жизни человека?
Как вы понимаете выражение “гармония любви, добра и счастья”?
Что может объединить людей разной национальности, разного цвета кожи, разной культуры?
Правда ли, что человек, постигший духовные ценности, глубже понимает своё предназначение на Земле? Почему?
Рассуждения учеников следует подвести к мысли о том, что духовное богатство каждого человека зависит от его осознанного стремления к совершенствованию.
Чтение
Следующий этап урока ориентирован на уточнение и углубление представлений учащихся о понятии “духовное богатство”. С этой целью учитель предлагает ученикам прочитать в учебнике текст притчи “Самое главное” и ответить на вопросы к нему.
Самое главное
Притча
Жил-был человек, и мучили его всю жизнь три вопроса: какая самая главная пора, кто самый главный человек, какое самое главное дело?
Думал человек: знай я ответ на три эти вопроса – весь мир покорю, самым богатым стану, всё, что ни пожелаю, свершу, и станет народ за великого меня почитать.
Многих людей опросил этот человек, беседовал с целым сонмом учёных мужей, но никто на вопросы эти так и не ответил. Дошли раз до человека слухи, что живёт в отдалении некий отшельник и славен он мудростью во многих землях. Пошёл человек отшельника разыскивать. Идёт он чащобою лесною и видит: стоит ветхая лачужка, а подле неё старичок землю мотыжит. Едва с ног от усталости не валится, но мотыги не выпускает. Подошёл человек и поклонился старцу.
– Приехал я к тебе, чтобы ответ на три своих вопроса получить. Какая самая главная пора? Кто самый главный человек? Какое самое главное дело?
Выслушал его старый отшельник, но ничего не сказал в ответ, вернулся к своему занятию, знай себе землю копает.
– Ты, должно быть, устал, дай помогу тебе, – предложил человек. Взял у отшельника мотыгу и принялся работать.
Потом опять свои три вопроса повторил. И на этот раз не ответил отшельник, лишь сказал, чтобы мотыгу вернул. Обиделся человек, но виду не подал. Пришёл к мудрому старику на следующий день. Смотрит – тот семена сажает в почву, что вчера взрыхлил.
– Мудрый отшельник, – взмолился человек, – неужели так и не ответишь на мои вопросы?
– Полно тебе, – молвил тот, – ты на них уже сам ответил.
– И слыхом никаких ответов не слыхивал, – изумился человек.
– Ты, видя мою старость и немощь, сжалился надо мной и вызвался помочь, поэтому самая главная пора та, когда ты копал землю, помогал мне. Самый главный в ту пору человек – я, а твоя помощь – самое главное дело.
Мало-помалу человек уразумел смысл слов отшельника.
– Помни же, – сказал отшельник ему на прощание, – самая главная пора – сегодня, самый главный человек – тот, кто рядом в эту пору. А самое главное дело – вершить добро для того, кто рядом, потому что именно для этого мы и рождены. А от себя добавлю, что только духовное богатство делает человека поистине великим.
Какой мудрости научил человека отшельник?
В чём смысл притчи?
Цитата урока
Резюмируя ответы учеников, учитель знакомит учащихся с изречением, которое созвучно основной идее притчи:
Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное.
Платон
- Согласны ли вы с автором изречения? Почему?
Резюме
Резюмирующей частью урока является учебная информация, представленная под рубрикой “Обращаем внимание”. Учитель предлагает прочитать её вслух одному из учащихся.
Духовное богатство человека – все то, что человек обрел благодаря труду своей души. Труд души делает наши поступки и действия одухотворенными, отношение к людям и миру наполняет любовью.
Духовно богатый человек способен понять другого человека, принять близко к сердцу его радости и огорчения, творить счастье для других, помогать раскрытию душевной красоты в самом себе и помогать её раскрытию в людях.
Домашнее задание
Учитель в качестве домашнего задания предлагает прочи тать текст “Оставить себя в человеке” В. Сухомлинского, размещённый в учебнике, и подготовить ответы на вопросы к нему.
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель благодарит учащихся за их активное участие в уроке и приглашает их войти в круг, отвечая на вопрос: что значит быть духовно богатым человеком? Ответ можно начать, например, со слов: «Я считаю, что духовно богатый человек…», «По-моему, духовно богатый человек – это тот, кто…».