Урок 27 НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

0
1017

Эпиграф к уроку:

Природа создает не нации, но индиви­дуумы, которые разделяются на нации только вследствие различия в языке, законах и усвоенных правах.

Бенедикт Спиноза

Тип урока: комбинированный.

Цел ь : продолжить работу по формированию знаний учащих­ся о нациях, межнациональных отношениях в обществе.

Учащиеся должны знать, что:

1) в структуре общества важное место занимают общности, объединяющие людей по национальному признаку;

2) исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев;

3) обострение межнациональных отношений бывает из-за тер­риторий, социально-экономических условий и т. д.;

4) каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя равноправным гражданином;

5) разжигание национальной розни запрещено законом.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1) этнос;

2) нация;

3) национальность;

4) племя;

5) народность;

6) культура межнациональных отношений.

Учащиеся должны уметь:

1) объяснять смысл основных понятий;

2) называть различные понятия о национальной гордости;

3) определять значение национальных традиций;

4) находить пути предотвращения национальных конфликтов.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Опрос.

1) На примере жизни своих родителей, дедушек и бабушек по­кажите, как изменялось их социальное положение. С какими об­стоятельствами были связаны эти изменения?

2) В трагедии А. С. Пушкина терзаемый завистью к Моцарту Сальери восклицает:

О небо!

Где же правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений не в награду Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан,

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?

Можно ли считать слова Сальери протестом против социально­го неравенства? Почему? Всякое ли неравенство между людьми является социальным?

2. Тест.

1) Что является признаками прирожденного статуса?

а) Национальность, квалификация;

б) социальное происхождение, национальность;

в) образование, квалификация.

2) К какому понятию относится следующее определение: «по­ложение личности, занимаемое в обществе в соответствии с воз­растом, полом, происхождением, семейным положением?

а) К понятию «престиж»;

б) к понятию «социальный статус»;

в) к понятию «авторитет».

3) Социальная группа – это:

а) любая совокупность индивидов, объединенных общими инте­ресами, находящихся во взаимодействии, оказывающих друг другу помощь в достижении личных целей;

б) группа, представляющая собой определенный социальный стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других;

в) любой коллектив, реальный или воображаемый, оценивае­мый высоко или низко, с которым индивид соотносит свое поведе­ние или будущее.

4) Что из перечисленного попадает под определение социаль­ной группы?

а) класс;

б) социальный слой;

в) страна;

г) этнические общности;

д) семья;

е) производственные объединения;

ж) все перечисленное выше.

5) Как называется положение, которое занимает человек в пер­вичной социальной группе, в зависимости от того, как он оценива­ется в качестве человеческого существа?

а) Личный статус;

6) социальный статус;

в) престиж.

3. Ответьте «да» или «нет».

1) Социальная стратификация – совокупность статусов и ролей. (Нет.)

2) Социальный состав населения – совокупность больших со­циальных групп. (Да.)

з) В социальной стратификации все статусы равны и связаны между собой функционально. (Нет.)

4) Социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда. (Нет.)

5) Институт собственности относится к экономическим инсти­тутам. (Да.)

II. Изучение нового материала.

ПЛАН

1. Отношение между нациями.

2. Отношение к истории и традициям народа.

3. Международные отношения в современном обществе.

Задание. Запишите слова-ассоциации к слову «нации».

Слово учителя.

Кроме классов, сословий и других групп социальную структуру общества составляют и исторически сложившиеся общности, назы­ваемые этническими.

Этносы – это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы.

Нация – это исторически высшая форма этносоциальной общ­ности людей, характеризующаяся единством территории, экономи­ческой жизни, исторического пути, языка, культуры, этнического самосознания.

– Назовите признаки, по которым можно отделить одну нацию от другой.

Представители нации говорят и пишут на одном языке, у каж­дой нации свой фольклор, обычаи, традиции, менталитет.

Под национальным самосознанием понимается отражение сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, выражаю­щее усвоение последними представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте.

– Приведите примеры формирования национального самосоз­нания.

Национальный вопрос – вопрос об освобождении угнетенных народов, их самоопределении и преодолении этнического неравен­ства.

– Вспомните из истории, каковы корни национального вопроса.

Межнациональный конфликт — крайнее обострение противо­речий между народами, возникающих в ходе решения политиче­ских, feppитopиaльныx, экономических, культурных, религиозных проблем.

– Назовите уровни возникновения и действия конфликтов.

– Назовите страны, где национальный вопрос стоит довольно остро.

При решении межнациональных конфликтов необходимо со­блюдение гуманистических принципов политики в области нацио­нальных отношений:

1) отказа от насилия и принуждения;

2) поиска согласия на основе консенсуса всех участников;

3) признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;

4) готовности к мирному урегулированию спорных проблем.

III. Закрепление.

Задания для закрепления вгруппах.

1- я гру п па – с. 134, вопрос 3.

2- я группа – с. 134, вопрос 5.

3- я группа – с. 134, вопрос 6.

4- я группа – с. 134, вопрос 9.

Домашнее задание: § 22.