Цели урока:
ознакомление учащихся с ценностью «здоровье»;
привитие детям понимания, что здоровье – это самое большое богатство человека.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой и тетрадью, игра, мгновенная рефлексия.
Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя помощница», аудиокассета с музыкальным фрагментом.
Ход урока
Круг радости
Дети, встанем как обычно в наш замечательный круг. Давайте поздороваемся. А поздороваемся мы необычно. Мы будем идут по кругу и говорить следующие слова:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
При рекламировании этих слов дети идут по кругу и при этом выполняют следующие движения: пальцами правой руки по очереди здороваются с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
2. Минутка тишина
Звучит тихая музыка.
Ребята, сядьте, приняв удобное положение. Положите руки на колени ладонями вверх и расслабьтесь. Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Медленно вдохните, представляя себе, что вы впитываете энергию, содержащуюся в окружающей вас атмосфере. Задержите дыхание и почувствуйте, как воздух очищает и дает живительную силу каждой клеточке вашего организма. Теперь выдохните и вместе с выдохом освободите себя от напряжения, от всех забот и страхов, которые оказывают на вас отрицательное влияние. Опять медленно вдохните и представьте себе белый цвет в форме большого шара. Вновь ненадолго задержите дыхание и почувствуйте, как этот цвет проникает в ваше тело. Он очищает вас, дает силу, наполняет все клетки организма светом и энергией. Продолжайте спокойно дышать и ощутите, как под воздействием света жизнь начинает пульсировать в каждой клетке вашего организма. Постарайтесь еще некоторое время задержаться в этих волнах белого цвета, почувствуйте, как меняется сознание в глубине вашего «Я», а затем поблагодарите тот внутренний источник, который подарил вам эти ощущения. Теперь постепенно возвращайтесь к своему обычному состоянию. Осознайте свое тело и окружающее пространство, откройте глаза. Вы чувствуете в себе целительную энергию белого шара, который гармонизирует вашу ауру.
3. Поговорим
Расскажите, что вы чувствовали?
Каким/-ой вы себя ощущали?
Что же такое здоровье? (Ответы детей).
Молодцы ребята! А сейчас послушайте одну историю. Подумайте, о каком правиле здоровья в ней говорится. У вас в «Азбуке» есть этот рассказ, и вы можете его читать вместе со мной.
4. Чтение произведения. Русская сказка « Самое дорогое ». Беседа
На ровном месте, как на бороне, от всех дорог в стороне в глухой деревушке жили-были старик со старушкой. Старик ивовые прутья резал, корзинки плел. Старуха лён пряла да ткала. Тем и кормились. Вот как-то раз и говорит старуха старику: – Дед, трудно нам стало работать: у меня прялка сломалась, а у тебя – гляди-ка – ручка у ножа треснула, едва держится. Сходи-ка ты в лес, выруби деревце, сделаем новую прялку да ручку к ножу.
Пошёл старик в лес. Приглядел он хорошее деревцо. Только замахнулся топором – а из чащи Лесной Дед выходит. Был этот Дед в мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелёными горят.
– Не трогай, – говорит, – старичок, моих деревьев: ведь они все живые, тоже жить хотят. Лучше попроси у меня, чего тебе надобно, всё тебе дам.
Удивился старик, обрадовался. Пошёл домой со старухой посоветоваться. Сели они рядком перед избой на лавочку. Старик и спрашивает:
– Ну, старуха, чего же мы у Лесного Деда просить будем? Хочешь – много-много денег выпросим? Он даст!
– А на что нам, старик, много-много денег? Нам их и прятать негде. Да и бояться по ночам будем, что их воры утащат. Нет, старик, не надо нам денег!
– Ну, хочешь – попросим большое-пребольшое стадо коров да овец?
– А на что нам, старик, большое-пребольшое стадо? Нам с ним не управиться будет. Есть у нас коровушка – молока даёт, есть шесть овечек – шерсть дают. На что нам больше? Не надо!
– А может быть, хочешь, старуха, мы у Лесного Деда тысячу курочек попросим?
– Да что ты, старик, опомнись, чего выдумал! Чем же мы их кормить станем? Что с ними делать будем?
Есть у нас три курочки-хохлаточки, есть Петя-петушок, нам и довольно.
Думали, думали старик со старухой – ничего придумать не могут: всё, что нужно, у них есть, а чего нет – то они своими трудами всегда заработать могут. Встал старик с лавки и говорит:
– Я, старуха, придумал, чего у Лесного Деда просить надо!
Пошёл он в лес. А навстречу ему Лесной Дед, в мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелёными горят.
– Ну, как, мужичок, надумал, чего тебе надобно?
– Надумал, – старик говорит. – Сделай так, чтобы наши прялка и ножик никогда не ломались, да чтобы руки у нас всегда здоровыми были. Тогда мы всё, что нам нужно, сами себе заработаем.
– Будь, по-твоему, – Лесной Дед отвечает.
И живут с тех пор старик со старухой. Старик ивовые прутья режет, корзины плетёт, старуха шерсть прядёт, рукавицы вяжет. Тем и кормятся. И хорошо живут, счастливо, здорово!
Почему старик со старухой приняли такое решение?
Почему же они не попросили у Лесного Деда чего-нибудь другого? (Ответы детей).
Здоровье, это самое важное, что есть у человека. Им нужно дорожить, потому что это бесценный дар, который дороже всех сокровищ мира.
5. Обратимся к учебнику
Дети! Прочитаем разъяснение «Азбуки Самопознания» о ценности «здоровье». Запомним его.
Здоровье – это состояние организма человека, его правильная и нормальная деятельность.
6. Творим в тетради
Прежде чем приступить к выполнению задания «помощницы», мне бы хотелось сказать еще вот о чем. В каждой сказке народов мира заложена огромная и полезная мысль. Каждая сказка хочет научить нас какой-либо нравственно-духовной мудрости. Об этом мы поразмышляем на страничках «помощницы», выполняя ее Задание 2. А чтобы работа получилась творческой и интересной, представим себе, что к нам прилетели гости с другой планеты. И вы им объясняете, что значит здоровье для человека. (Дети работают самостоятельно, каждый в своей тетради записывает на лучиках солнышка свое понимание о здоровье. Затем по желанию зачитывают свои мысли).
Молодцы, ребята! Какое красивое и здоровое солнышко у вас получилось. Я думаю, что это солнышко будет согревать вас в любую погоду.
А вы мне можете объяснить, что обозначает фраза: «Здоровье – это самое дорогое и большое богатство человека». (Ответы детей).
Спасибо вам, ребята, за эти суждения. Они правильные. Поэтому нам нужно всегда и везде помнить о том, что здоровье – это самое дорогое и большое богатство человека.
К сожалению, так уж устроен человек: он начинает думать о своем здоровье только тогда, когда его потеряет. Пока он здоров и молод, он предпочитает не вспоминать о болезнях, но, как только заболевает – проблемы здоровья выходят на первый план. Ученые уже подсчитали, что д евять десятых нашего счастья зависят от здоровья.
7. Игра «Подумаем о здоровье»
Дети давайте встанем в круг. Я буду каждому из вас, по очереди, бросать мяч в руки. Вы в свою очередь, должны назвать какого-либо здорового человека и объяснить, почему он/она таковые. Например, моя сестра здоровая, потому что она всегда делает утром зарядку и т.д.
Игра заканчивается, когда все дети расскажут о тех или иных здоровых людях.
8 Домашнее задание
В учебнике «Азбука Самопознания» прочитайте рассказ С.Баруздина «Простуженный ежик». Поработайте над Заданием 2.
В тетради «Моя помощница» выполните Задание 1.
9. Круг «От сердца к сердцу»
Дети, вы очень хорошо поработали сегодня на уроке. Я предлагаю нашу встречу завершить нашим сплоченным и добрым кругом. Прошу каждому из вас продолжить предложение: «Сегодня я понял/-а, что здоровье – это …». Например: «Сегодня я понял/-а, что здоровье – это главное богатство человека»
Я хочу, чтобы урок о здоровье мы завершили одним прекрасным стихотворением. Послушайте внимательно его и повторяйте за мной движения. (Учитель/-ница читает стихотворение).