Вид занятий: рисование по памяти и впечатлению.
Цели и задачи: знакомство с новыми выразительными возможностями цвета, цветоведением; развитие чувства композиции; умения определять оттенки одного цвета, «холодные» и «теплые» цвета; формирование графических навыков в живописи, художественного вкуса; развитие наблюдательности и внимания; зрительных представлений и впечатлений от натуры, зрительной памяти; воображения, творческой фантазии, глазомера; воспитание эстетического отношения к действительности и искусству, трудолюбия, усидчивости, чувства товарищества и взаимопомощи.
Оборудование урока: гуашь, крупные и мелкие кисти, альбом, бумага, палитра.
Зрительный ряд: слайды весенней земли, грозового неба, тумана; близкие по выполнению в цвете репродукции живописных произведений; авторские работы школьников, студентов, художников; методические пособия по цветоведению.
Литературный ряд: рассказы М. Пришвина, стихотворение С. Есенина «Черемуха».
Музыкальный ряд:Э. Григ «Утро» (фрагмент из сюиты «Пер Гюнт»), А. Глазунов фантазии «Лес», «Море», А. Вивальди цикл «Времена года».
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
Показ и анализ слайдов, репродукций, методических пособий. При показе слайдов, передающих красоту весенней земли, подчеркнуть ее дымчатость, нежные и тонкие цветовые соотношения. Весной в природе мало открытого цвета. Некоторые слайды можно показать не в фокусе (нечетко), тогда ребята яснее, обобщеннее увидят цвет весны. Нужно учить детей видеть и наслаждаться цветовым богатством природы. Цвет, смешанный с белой, черной, серой красками, становится приглушенным, «тихим».
– Какие же выразительные свойства у такого цвета, какие чувства он у вас вызывает?
«Звонкий» цвет получается от смешения красной, синей и других красок. К «звонкому» цвету прибавили черную краску – и цвет стал мрачным, опасным, как грозовые тучи; соединим «звонкий» с белой краской – он станет нежным, ласковым или грустным.
Так дети знакомятся с новым понятием – цвет «звонкий» и «тихий» (глухой), с новыми выразительными возможностями цвета как художественного средства в руках художника. Цвет «тихий» может быть нежным или мрачным, ласковым или грустным.
III. Работа над заданием.
Дети изображают весеннюю землю (индивидуально по памяти и впечатлению).
Работу провести или по выбору, или по вариантам: создаем либо «теплое царство» (используем «теплые» цвета + белый, черный), либо «холодное царство» («холодные» цвета + белый, черный). Добиваемся колористического богатства внутри одной цветовой гаммы. Для упрощения оформляем работу следующим образом:
1) отступив со всех четырех сторон листа по 1,5-2 см, рисуем (по линейке) рамку внутри листа;
2) затем произвольными линиями «дробим» внутренний прямоугольник на участки – кусочки. «Кусочки» не слишком большие и не очень маленькие, S = 1-4 см2;
3) затем раскрашиваем, но (!) используем каждый оттенок не менее 3-4 раз. Вначале несколько «звонких» пятен, затем «глухие» (их гораздо больше). Заполняем весь прямоугольник без пробелов.
IV. Итоги урока.
Анализ выполненных работ. Учитель отмечает красиво найденные сочетания «теплого» и «холодного» цветов. Подведение итогов урока. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: посмотреть, что и когда в природе окрашено в «звонкие и «тихие» цвета; когда в природе больше «холодных» и «теплых» цветов, когда – «звонких» и «глухих». Вспомнить, найти репродукции пейзажей, где преобладали бы нежные или мрачные цвета.