Цели: рассмотреть особенности правосудия; развивать учебноисследовательские умения учащихся, критическое мышление.
Основное понятие: суд.
Оборудование: учебник, дополнительный материал.
План изучения нового материала
1. Суд и правосудие.
2. Способы защиты от несправедливости.
Ход урока
I. Организационный момент
В соответствии с Конституцией РФ судебная власть в России представляет собой самостоятельную и независимую сферу публичной власти. Право должно защищать любого человека, помогать в трудных ситуациях. Рассмотрим, как это происходит в обществе.
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания осуществляется при помощи заданий учебника, с. 128.
III. Изучение новой темы
Древние законы не были справедливыми, в них нередко закреплялось неравное положение людей в обществе: за один и тот же поступок одного могли казнить, а другому разрешалось только заплатить штраф. Давайте послушаем сообщения, которые подготовили ваши одноклассники.
(Учитель организует обмен информацией, подготовленной самостоятельно, по теме «Правосудие в античном обществе».)
IV. Слово учителя
Главная функция судебной власти — вершить правосудие. Особое место в судебной системе РФ занимает Конституционный суд РФ. В состав Конституционного суда входят 19 судей. Судьей Конституционного суда может быть гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, имеющий высшее образование и безупречную репутацию, стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет, обладающий признанной высшей квалификацией в области права. Предельный возраст для пребывания в должности судьи — 70 лет. Срок полномочий — 12 лет (назначение на должность судьи Конституционного суда на второй срок недопустимо).
Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам. Арбитражные суды разрешают экономические споры. Председатели Верховного и Высшего арбитражного судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента страны.
V. Работа в парах
— Прочитайте пункт «Способы защиты от несправедливости» и ответьте на вопрос «Как защититься от несправедливости?».
(Учащиеся формулируют совместный ответ.
1. Устроить переговоры с противоположной стороной.
2. Обратиться с жалобой в вышестоящую организацию, к прокурору или в суд (составить исковое заявление).
3. Обратиться к сотрудникам милиции.)
VI. Подведение итогов урока
Учитель организует дискуссию по одному из афоризмов. Учащиеся, разделяющие предложенную точку зрения, занимают одну сторону, противники данной позиции — другую сторону, не определившиеся — третью. Каждая группа отстаивает свою позицию, приводит аргументы. 13 конце дискуссии учащиеся могут поменять свою сторону, т. е. изменить свое мнение.
Афоризмы для дискуссии
«Истинный суд — это суд по прошествии лет, иногда веков» (Р. Капусцинский).
«Суд — маленькая комедия с печальным концом, которую люди разыгрывают, чтобы почувствовать себя справедливыми» (В. Максимов).
Домашнее задание
Прочитать с. 129—135. Подготовиться к контрольному тесту.