Урок 26 обучающее сочинение-рассуждение по комедии А. С. грибоедова «горе от ума»
Цель: учить определять объем и содержание темы.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
Слово учителя об объеме и содержании темы.
любое рассуждение – это всегда мысль, отражающая наиболее существенные признаки того предмета или явления, о котором предстоит рассуждать.
Записать в тетрадь:
Объем темы – это тот круг фактов, явлений, предметов, который ею охватывается.
Содержание темы – это совокупность наиболее существенных признаков (свойств, отношений), характерных для всех фактов, явлений, предметов, составляющих объем данной темы.
II. Практическая часть.
Задание 1. Определить объем следующих тем:
1) «Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»;
2) «Молчалин и Скалозуб»; «Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума».
Объем темы 1: Молчалин.
Объем темы 2: Молчалин и Скалозуб.
Объем темы 3: Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Репетилов, Хлестова, Софья и т. д.
Задание 2. Определить содержание темы № 1.
Формулировка темы не заключает в себе ни утверждения, ни отрицания относительно Молчалина, поэтому надо данную формулировку переделать так, чтобы выявить основную идею, которую она может в себе содержать. Чтобы легче было произвести эту операцию, нужно сначала определить задачу, которую ставит тема перед автором рассуждения, т. е. поставить вопрос, который содержит в себе тема. Прямой ответ на этот вопрос поможет сформулировать основную идею рассуждения. После этого остается только подобрать аргументы для обоснования тезиса.
1) Определим задачу первой темы (каждый определяет ее по-своему, поэтому возможны и другие вопросы):
а) Зачем Грибоедов ввел в комедию Молчалина?
б) Как Грибоедов раскрывает характер Молчалина?
в) Какое значение имеет образ Молчалина в развитии конфликта комедии?
2) Дадим точные ответы на поставленные вопросы:
а) Грибоедов ввел Молчалина в комедию для того, чтобы противопоставить Молчалина Чацкому.
б) Характер Молчалина грибоедов раскрывает главным образом в его отношениях с другими героями.
в) Молчалин – один из главных участников конфликта, изображенного в комедии.
3) Выделим из каждого ответа основной тезис. Формулировка должна быть четкой, ясной, краткой, иметь форму грамматически законченного предложения:
а) «Молчалины блаженствуют на свете».
б) Показ отношений Молчалина с другими героями комедии – главный прием раскрытия его характера.
в) Молчалин – один из главных участников конфликта, изображенного в комедии.
4) Подберем аргументы для обоснования каждого из этих тезисов.
Чтобы легче было подобрать аргументы, надо найти в основном тезисе слово или словосочетание, выражающее мысль, которую и требуется доказать. Как найти такое слово или словосочетание? Если основной тезис сформулирован в виде двусоставного предложения (с подлежащим и сказуемым), то это слово или словосочетание всегда будет находиться в группе сказуемого, так как сказуемое как раз и обозначает то, что мы утверждаем или отрицаем о предмете рассуждения.
К тезису 1:
1) Молчалин видит смысл жизни в том, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить».
2) Он убежден, что связь с влиятельными лицами – лучший способ продвижения по служебной лестнице.
3) Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».
К тезису 2:
1) В отношениях с кем из героев особенно ярко раскрывается характер Молчалина? С Фамусовым? С Чацким? С Софьей? С Лизой?
2) Какие черты Молчалина раскрываются в отношениях с этими героями:
а) карьеризм;
б) исполнительность, угодничество, подхалимство как средство делания карьеры;
в) умственная ограниченность, узость интересов;
г) трусость, лицемерие, подлость, цинизм.
К тезису 3:
1) Молчалин играет главную роль в сцене, изображающей обстоятельства, при которых завязался драматический узел;
2) Молчалин – главная фигура в борьбе между Софьей и Чацким;
3) Молчалин – главное лицо в сцене катастрофы.
Вывод. Разобрав три варианта содержания одной темы, мы получили три разных рассуждения, потому что по-разному определили проблему и вследствие этого – содержание темы.
Домашнее задание: написать сочинение по одной из ранее предложенных тем, откорректировав его в соответствии с полученными знаниями; подготовиться к защите литературных газет.