Цели: рассмотреть особенности основного закона государства — конституции; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление.
Основные понятия: право, закон, договор, преступление, юридическая ответственность.
Оборудование: учебник, Конституция РФ.
План изучения нового материала
1. Что такое конституция?
2. Конституция Российской Федерации (работа с источником).
3. Государственное устройство России.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодняшний урок посвящен ответу на вопрос «Что такое Конституция?». Нам предстоит познакомиться с Конституцией РФ. (Учитель начинает урок с интересного факта (с. 118 учебника).)
II. Актуализация знаний
— Что такое право? (Система взаимосвязанных юридических норм, которые являются обязательными для всех.)
— Что такое закон? (Важный юридический документ. Правила, записанные в нем, обязательны для исполнения.)
— Что такое договор? (Это соглашение людей, их объединений, которое имеет юридические последствия.)
— Что такое юридическая ответственность? (Обязанностьлюдей отвечать за то, что они сделали.)
— Что такое преступление ?(Самые опасные поступки, которые может совершить человек.)
III. Изучение новой темы
Учащимся предлагается в тетрадях начертить таблицу.
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
Необходимо заполнить первую и вторую колонки таблицы. Колонка «Узнал» заполняется тогда, когда учащиеся в полном объеме познакомятся с содержанием новой темы.
Учитель организует работу по таблице, делая акцент на то, что учащиеся хотели бы узнать.
IV. Слово учителя
Конституция — это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации.
В отличие от остальных законов конституция:
• является актом основополагающего характера;
• служит базой для других законов;
• обладает высшей юридической силой;
• отличается стабильностью, ибо закрепляет основы государственного строя;
• характеризуется особым порядком принятия и изменения.
Первая письменно зафиксированная конституция была принята в США в 1787 г. История знает различные способы принятия конституций: конституционным собранием (США), учредительным собранием (Италия), референдумом (Россия), высшим законодательным органом (СССР), односторонним актом главы государства (Российская империя в 1906 г., Япония в 1880 г.).
Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Текст Конституции РФ состоит из вводной части, в которой излагаются цели и задачи Конституции, а также мотивы и условия ее принятия, двух разделов, девяти глав и 137 статей.
V. Изучение структуры Конституции РФ
(Учащиеся изучают структуру Конституции РФ и записывают в тетрадь краткое содержание глав.)
Первая глава закрепляет основы конституционного строя, вторая — права и свободы человека и гражданина, третья — федеративное устройство государства, четвертая — правовой статус Президента РФ, пятая — правовой статус и компетенцию палат Федерального собрания РФ, шестая — порядок формирования, правовые основы деятельности и полномочия Правительства РФ, седьмая — принципы осуществления правосудия, место и роль судов в системе органов государственной власти, восьмая — основы организации местного самоуправления. Девятая глава посвящена порядку пересмотра Конституции, внесению в нее поправок.
VI. Работа с учебником
1. Прочитать пункт «Государственное устройство России», с. 120-121.
2. Составить схему «Государственное устройство России».
V. Лекция
Конституция США: структура и особенности
Каждый год 4 июля американская нация празднует свое рождение как независимой нации салютом и традиционными пикниками. Когда первое в истории празднование независимости закончилось, те, кто ее осуществил, встали перед проблемой сохранения этой независимости. Они прошли через революционную войну и объединение тринадцати независимых государств в одну функционирующую единицу. Одиннадцать лет спустя многие из тех, кто работал на независимость, собрались в Филадельфии, чтобы под именем Конституционного Конвента обсудить укрепление национальной системы правительства. Делегаты Конвента решили устранить существовавшие статьи Конфедерации, первой конституции нации, и предложить совсем новую федеральную конституцию.
Новая конституция основывалась на трех источниках. Во- первых, на идеях французского Просвещения XVII! в., прежде всего Вольтера, Руссо, Монтескье. Во-вторых, на британских традициях парламентаризма, верховенства закона, свободы личности, нашедших свое воплощение в теориях Гоббса и Локка. В-третьих, на собственном историческом опыте молодых американских колоний и штатов, отраженном в идеях Джефферсона, Мэдисона, Гамильтона и других отцов-основателей.
Имея столь солидную теоретическую базу, конституция не явилась сухим документом, понятным лишь избранным политикам, напротив, она сознательно написана простым и доступным языком, ведь, по мнению ее создателей, конституция существует прежде всего для народа, а уже потом — для правительства, исполнителя воли последнего.
Конституция США отличается логичностью и ясностью построения, лаконизмом, лишена излишней детализации. Она состоит из семи статей, разделенных на части (разделы).
Первые три статьи устанавливают формы власти: законодательной (конгресс, состоящий из сената и палаты представителей), исполнительной (президент) и судебной (Верховный суд).
Статья 4 определяет отношения между штатами, а также между штатами и федеральным правительством.
Статья 6 близка к ней по смыслу, поскольку характеризует природу и роль конституции как высшего закона страны.
Статья 5 предусматривает порядок дополнения и внесения изменений в конституцию, а статья 7 — порядок вступления конституции в силу после ее ратификации 9 штатами, т. е. 3/4 от 12 штатов (без отказавшегося участвовать в Конвенте Род-
Айленда). В 1791 г. конституцию дополнил «Билль о правах» (1 — 10 поправки), который гарантирует демократические права и свободы человека.
Анализ содержания конституции позволяет выделить следующие принципы, определяющие политический строй и систему государственной власти США:
• верховенство власти народа и закона;
• гарантии прав и свобод человека;
• разделение властей, система сдержек и противовесов;
• федерализм;
• возможность изменения и дополнения конституции — внесения поправок.
VI. Подведение итогов урока
Учащиеся завершают заполнение таблицы.
Домашнее задание
Прочитатьс. 117—122. Практикум.