Цели: познакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностью А. А. Фета; показать необычность, красоту, яркость поэзии А. А. Фета; развивать воображение учеников, выразительную речь; прививать любовь к родной природе, учить видеть прекрасное.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся рассказывают наизусть или читают выразительно стихотворение Ф. И. Тютчева «Как неожиданно и ярко…». Из рисунков детей, выполненных ими к стихотворению, можно организовать выставку.
III. Изучение нового материала.
1. Знакомство с жизнью и творчеством А. А. Фета.
Учитель сообщает учащимся о том, что на сегодняшнем уроке они познакомятся с новыми стихами замечательного мастера слова – Афанасия Афанасьевича Фета.
– Какие стихи А. А. Фета вы знаете, помните, любите?
– Что вы знаете о самом поэте?
– Афанасий Фет родился в 1820 году в самом центре России – на Орловщине. Отец запомнился ему суровым, скупым на ласку. Мать поэта была робкой, покорной женщиной. Обделённый родительским теплом, маленький Афанасий целые часы проводил с дворовыми. Особенно он любил наведываться в девичью. По вечерам прислуга усаживалась за прялку, и тут не было конца рассказам и сказкам: про Жар-птицу, про водяного…
Когда мальчик подрос, под руководством матери, немки по происхождению, выучился немецкой грамоте. А когда стал читать и по-русски, горячо увлёкся поэзией А. С. Пушкина.
Школьная жизнь началась для Фета в 13 лет. его отдали в пансион немца Крюммера. От остальных школьников его отличал беспокойный дар стихотворства.
Зимой 1837 года в пансион неожиданно приезжает отец Фета и везёт мальчика в Москву – готовиться к поступлению в университет. Когда подошла пора экзаменов, Фет сдал их блестяще. Его приняли на юридический факультет, но вскоре он перешёл на словесное отделение философского факультета. Но и здесь он ищет уединения и пишет стихи в свою заветную тетрадку.
На втором курсе, когда тетрадка основательно пополнилась стихами, Фет решил представить её на суд опытному ценителю поэзии. Он передал тетрадь со стихами известному историку М. П. Погодину, у которого в то время жил замечательный писатель Н. В. Гоголь. Через неделю М. П. Погодин вернул Фету стихи со словами: «Гоголь сказал, что это несомненное дарование». А в конце 1840 года вышел из печати первый сборник стихов Фета, который он издал на деньги, взятые взаймы. На титульном листе стояли только первые буквы имени и фамилии автора – А. Ф.
Вскоре многие журналы стали печатать стихи Фета. среди ценителей поэзии у него появилось много поклонников.
В 1844 году Афанасий Фет оканчивает университет. В 1850 году выходит второй сборник стихов А. А. Фета. Именно 50-е годы стали для поэта «звёздным часом», временем наиболее полного признания его таланта. Стихи, статьи, переводы, вышедшие из-под его пера, сразу печатались в журналах. Стихи Фета были необычны. У него слово призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, цветовые и световые впечатления. Это очень точно подметил другой поэт, современник Фета, Алексей Константинович Толстой: «Я наконец познакомился с его книгой – там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук.
А. А. Фет – поэт, единственный в своём роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе…»
Физкультминутка
2. Работа над стихотворениями.
Учитель выразительно читает стихотворение «Весенний дождь».
– О чем это стихотворение?
– Какие строчки вас особенно поразили, показались необычными?
– Какие чувства пробудило в вас это стихотворение?
– Каким настроением оно пронизано?
– Как нужно читать это стихотворение?
– Послушайте ещё одно стихотворение А. А. Фета, которое называется «Бабочка».
Учитель выразительно читает стихотворение.
– Что хотите сказать?
– Какой вам показалась бабочка?
– Какие слова передают красоту бабочки?
– Прочитайте их.
– Какие слова передают лёгкость, изящность, хрупкость бабочки?
IV. Итог урока.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений «Весенний дождь», «Бабочка»; одно из стихотворений выучить наизусть; сделать рисунок (рисунки). Найти в библиотеке другие стихи поэта и принести их на урок.