Тема: Решение задач на прямую и обратную пропорциональности с помощью пропорций.
Цели урока: повторить и закрепить понятия прямой и обратной пропорций; объяснить правила решения задач на прямую и обратную пропорциональности; проверить знания учащихся по пропорции. В течение урока развивать у учащихся навык решения задач на пропорциональности.
Ход урока:
1. Организационный момент. (2 мин.)
2. Анализ самостоятельной работы. (3 мин.)
3. Устная работа. (5 мин.)
Вспомнить определения прямой и обратной пропорциональностей. Определить каждое из данных условий, какой пропорциональностью оно является.
В ремонте школы помогали старшеклассники. В первый день пришли 4 старшеклассника и покрасили 20 парт, во второй день пришло 7 старшеклассников и покрасило 35 парт.
На 2 платья надо 3м. ткани, а на 5 платьев – 7,5м.
В день нужно сдать 10 мешков картошки 5 колхозников на сбор картошки потратили 4 часа. А в другом колхозе работало 10 колхозников и им потребовалось всего 2 часа.
Для проведения экзамена в 11 «А» класс купили 24 ручки и заплатили 72 рубля. А в 11 «В» 27 человек и купив для этого класса ручки, заплатили 81 рубль.
На зиму запасают на одну семью
4. Новый материал. (10 мин.)
Для объяснения нового материала в первом и пятом условиях из устного счета вводятся неизвестные величины. И объясняется правило решения данного вида задач. После чего записывается алгоритм решения задач.
- Определить вид пропорциональности.
- Составить пропорцию
- Решить уравнение на пропорцию.
Для слабых учеников показать, что после определения вида пропорции можно поставить стрелки, которые помогут правильно составить пропорцию.
5. Закрепление нового материала. (10 мин.)
Рассмотреть задачи № 255, 258 (по рядам), 265, 267.
6. Закрепление – тестирование. (10 мин.)
Вариант 1.
1. В банке засолили 14 огурцов и 4 помидора. Какую часть составляют помидоры от всех засоленных овощей?
1) ; 2) ; 3) ; 4) .
2. Число 30 разделили на сумму трех положительных чисел в отношении 2:3:5. Найдите наименьшее из получившихся чисел.
1) 1; 2) 3; 3) 5; 4) 6.
3. Выберете из данных пропорций верную
1) ; 2) ; 3) ; 4) .
4. Найдите неизвестный член пропорции
1) 3; 2) 30; 3) 0,3; 4) 300.
5. Дед Мороз на Новый Год приготовил 6 коробок для игрушек, каждой из которых помещается по 380 штук. Но при перевозке коробки повредились и игрушки переложили в другие коробки, в которые помещается 456 штук. Сколько понадобится таких коробок, чтобы поместились все игрушки?
1) 5; 2) 7; 3) 4; 4) 9.
Вариант 2.
1. На зиму бабушка закрутила 6 банок малинового варения и 9 банок абрикосового джема. Какую часть составляет лечебное малиновое варенье от всей бабушкиной закрутки?
1) ; 2) ; 3) ; 4) .
2. Число 40 разделили на сумму трех положительных чисел в отношении 2:2:4. Найдите наибольшее из получившихся чисел.
1) 16; 2) 20; 3) 10; 4) 24.
3. Выберете из данных пропорций не верную
1) ; 2) ; 3) ; 4) .
4. Найдите неизвестный член пропорции
1) ; 2) ; 3) ; 4) .
5. В оздоровительный лагерь готовились отправить
1) 320; 2) 350; 3) 405; 4) 300.
ОТВЕТЫ
Задание: |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Вариант 1 |
3 |
4 |
4 |
2 |
1 |
Вариант 2 |
3 |
2 |
4 |
3 |
1 |
7. Итоги урока. (3 мин.)
8. Домашнее задание. (2 мин.)
Прочитать, разобрать и выучить правила из § 2.5.
Решить задания № 257, 259, 261, 266.