Цель: познакомить учащихся с особенностями предложений по цели высказывания.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие предложения вы составили? Прочитайте.
– Выдерживают ли эти предложения стиль текста? Обоснуйте свой ответ.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны буквы: й, р, о, а, ж, у.
– На сколько групп можно разделить данные буквы? (На две группы: гласные и согласные.)
– Составьте цепочки из каждой группы слов, каждую цепочку напишите с новой строчки.
оау…
йрж…
– Что вы можете сказать о группе гласных букв? (Буквы о, а, у указывают на твердость согласных звуков.)
– Что вы можете сказать о группе согласных? (Согласные й, р, ж обозначают звонкие звуки.)
– Допишите строчки до конца, буквы в цепочках можно менять местами.
IV. Словарно-орфографическая работа.
– Какое слово можно собрать из рассыпанных букв? (Урожай.)
– Что такое урожай? (1) Количество уродившихся злаков, плодов, трав, … 2) Изобилие уродившегося зерна, плодов, трав и т. д.)
– Какой бывает урожай? (Хороший, большой, высокий, низкий, обильный, огромный, новый, …)
– Найдите слова урожай и хороший в орфографическом словаре, запишите их, определите СУО.
– Составьте предложение со словосочетанием хороший урожай.
Дети называют предложения, лучшее из них (повествовательное) записывают на доске и в тетрадях.
Хороший урожай пшеницы собрали колхозники в этом году.
– Запишите предложение под диктовку:
Дождик, дождик, поливай, будет славный урожай!
Учитель указывает на постановку запятых.
Олень и заяц
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь к нему стучит:
– Стук! Стук! Дверь открой!
Там в лесу охотник злой!
– Зайка! Зайка, забегай!
Лапу мне давай!!!
V. Упражнения в распознавании и правильном произношении вопросительных, повествовательных и побудительных предложений.
1. Беседа по вопросам:
– Какой вопрос вам подготовил Почемучка?
– Что вы ему ответите?
2. Наблюдение над предложениями, разными по цели высказывания. (упр. 75.)
3. Чтение сведений о языке на с. 30.
– Давайте вернемся к предложениям об урожае.
– Прочитайте первое предложение. Какое оно по цели высказывания? (Повествовательное.)
– Прочитайте второе предложение. Какое оно по цели высказывания? (Побудительное.)
4. Списывание и устные ответы на вопросы. (Упр. 76.)
5. Наблюдение над произношением вопросительного предложения. (Упр. 77.)
VI. Итог урока.
– Какие бывают предложения по цели высказывания? Приведите свои примеры.
По цели всегда различай предложения:
В повествовательном – сообщение,
Вопрос – в вопросительном. (Дашь ответ?)
А в побудительном – просьба, совет.
В. А. Синицын
Домашнее задание. Упражнение 78.