Цель урока. Познакомить учащихся с основными неинфекционными заболеваниями, причинами их возникновения, их влиянием на состояние здоровья человека.
Изучаемые вопросы
Основные неинфекционные заболевания и их влияние на состояние здоровья человека.
Основные причины возникновения неинфекционных заболеваний.
Общие меры профилактики неинфекционных заболеваний.
Изложение учебного материала
1. Разъяснить учащимся, какие заболевания считаются основными неинфекционными:
• болезни системы кровообращения (например, ишемическая болезнь сердца, характеризующаяся нарушениями в работе сердца, и гипертония — заболевание со стойким повышением артериального давления);
злокачественные образования (рак);
болезни желудочно-кишечного тракта (например, язвенная болезнь — хроническое заболевание, характеризующееся образованием язвы желудка или двенадцатиперстной кишки, причинами которого в основном являются нервно-психические перегрузки или физическое перенапряжение).
При анализе причин смертности населения России прослеживается отчетливая тенденция к увеличению смертности от неинфекционных заболеваний, которые составляют 80% случаев, в том числе болезни системы кровообращения – более 53%, а злокачественные образования — около 18%.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), главным индикатором состояния здоровья населения является продолжительность жизни.
2. Рассмотреть причины возникновения неинфекционных заболеваний:
высокий уровень нагрузки на нервную систему, стресс;
низкая физическая активность;
нерациональное питание;
• курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Далее необходимо отметить, что жизнь требует от человека умения приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней свое поведение. Умение управлять своими эмоциями, противостоять воздействию сильного стресса, выработка эмоциональной устойчивости и психологической уравновешенности в поведении в различных жизненных ситуациях — лучшая профилактика возникновения неинфекционных заболеваний.
3. Обсудить с учащимися рекомендации по профилактике неинфекционных заболеваний: регулярно заниматься физкультурой и спортом; ставить себе посильные задачи; питаться правильно; высыпаться.
В заключение урока необходимо отметить, что умение управлять своими эмоциями и поддерживать психологическую уравновешенность в любых жизненных ситуациях обеспечит вам хорошее настроение, высокую работоспособность, уважение окружающих вас людей, а значит, духовное, физическое социальное благополучие, что значительно снизит риск возникновения неинфекционных заболеваний.
Контрольные вопросы
Какие заболевания относятся к основным неинфекционным?
Какие факторы способствуют появлению основных неинфекционных заболеваний?
Какую роль играет образ жизни человека в профилактике основных неинфекционных заболеваний?
Что такое стресс и какое влияние он оказывает на состояние здоровья человека?
Какие меры в образе жизни человека способствуют снижению сильного стресса до уровня оптимального?
Домашнее задание Изучите § 7.5 учебника
Проанализируйте, какие факторы вызывают у вас сильную эмоциональную нагрузку в повседневной жизни. Внесите изменения в свой повседневный образ жизни, чтобы снизить их влияние на ваше состояние и повысить вашу уверенность в своих возможностях.