Цели: подвести учащихся к пониманию значения права в жизни человека, общества и государства; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.
Оборудование: карто” н-задания с дополнительными материалами к уроку.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (право, мораль, гражданство, гражданин, норма права, закон, частное и публичное право, указ, постановление, Конституция, референдум), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме . «Природа. Общество. Человек»
1. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
– Решите кроссворд.
1. Правовая связь человека с государством. (Гражданство.)
2. Все человечество в прошлом, в современности и перспективе; всё население Земли. {Общество.)
3. Государство, которым правят люди, выбранные на определенный срок. (Республика.)
4. Наиболее близкие межличностные отношения. (Дружба.)
5. Документ, провозглашающий права человека. (Декларация.)
6. Юридический документ принятый Федеральным Собранием Российской Федерации. (Закон.)
7. Многообразные общеобязательные правила поведения, установленные, санкционированные и обеспеченные государством. (Право.)
8. Платежеспособная потребность. (Спрос.)
9. Описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования. (Технология.)
10. Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия и т. д. (Власть.)
11. Совокупность духовных правил, регулирующих поведение человека. (Мораль.)
(Слово по вертикали: государство.)
ВАРИАНТ Б
– Прочитайте.
Юноши получали на народном собрании из рук старейшин щит и копье, которые отныне становились не только их личным оружием, но являлись знаками отличия полноправного свободного германца от безоружного раба. «До этого, – писал Тацит, – юноша считался членом семьи», теперь он становился членом общества. Юноша знатного рода мог стать после посвящения военным вождем.
Самые важные дела племени решало общеплеменное собрание. Германцы созывали его в новолуние и полнолуние: они верили, что эти дни самые счастливые для решения дел. Сообщая это, Тацит добавлял, что германцы «и счет времени ведут не по дням, как мы, а по ночам, ибо думают, что ночь ведет за собой день. На собрание германцы сходились не сразу, а в течение двух-трех дней, так как жили они в удаленных друг от друга поселениях, откуда к месту сбора приходилось пробираться через леса и болота. На самом собрании рядовые германцы рассаживались широким кругом, в середине которого становились вожди и другие знатные люди племени. Кто-либо из них, после того как жрецы восстанавливали тишину, выступал и выдвигал предложения, выносимые на обсуждение собрания. Если предложение не нравилось, его отвергали шумными возгласами, а если нравилось- потрясали копьями. «Восхвалять оружием было самым почетным способом одобрения», – писал Тацит.
В народном собрании германцев не только решались важные дела, но и происходил суд. Наказание виновных зависело от их преступления.
– Ответьте на вопросы. Какую роль в жизни германцев играло народное собрание? («Самые важные дела племени решало общеплеменное собрание»… «В народном собрании германцев не только решались важные дела, но и происходил суд. Наказание виновных зависело от их преступления».) Почему в собрании участвуют только мужчины? (Участвовать в собрании имели право только воины, а значит – мужчины.) Какие признаки говорят об отсутствии государства у германцев? (У германцев все важные дела решало народное собрание, где каждый мог выражать свое мнение, которое не всегда могло совпадать с предложением вождей. Ничего в документе не говорится и о других признаках государства, например: финансы и налоги, единые законы, столица.) Можно ли говорить о равенстве среди германцев? (Можно говорить о начале формирования у германцев неравенства. «На самом собрании рядовые германцы рассаживались широким кругом, в середине которого становились вожди и другие знатные люди племени».)
ВАРИАНТ В
– Заполните таблицу. Какие из перечисленных государств являются республиками, а какие монархиями: Великобритания, Германия, Дания, Египет, Италия, Испания, Монако, Норвегия, Польша, Россия, Турция, Швеция.
Республики |
Монархии |
(.Монархии – Великобритания, Дания, Испания, Монако, Норвегия, Швеция. Республики – Германия, Египет, Италия, Польша, Россия, Турция.)
Фронтальный опрос класса
– Каковы признаки государства? (Территория, столица; наличие публичной власти; суверенитет; органы государственного управления; налоги.)
– Что такое экономика; политика? {Экономика – деятельность людей, связанная с производством жизненных благ, хозяйственная деятельность. Политика — искусство управления.)
– Что такое Конституция? (Основной закон страны.)
– Почему мы считаем наше государство республикой? (Российской Федерацией управляют выборные органы власти.)
– Какие формы государства существуют в современном мире? (Республика, монархия, теократия.)
III. Изучение новой темы (работа по группам)
План
1. Право и мораль.
2. Гражданин и государство.
3. Потребность в порядке и справедливости.
4. Норма права. Закон.
Задача для учащихся: выяснить, какова роль права в жизни человека; какой смысл имеет понятие «право».
1. Каждая группа получает карточку-задание и дополнительную литературу, либо группа работает только по учебнику Условия работы групп:
а) знакомство с карточкой-заданием и источниками;
б) работа с литературой – 15 мин;
в) подготовка к выступлению – 5 мин;
г) выступление групп – 5-7 мин.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы
№ 1 Гражданство
Внимательно изучите литературу, фрагменты дополнительного материала, которые указаны ниже (работу над материалом распределите между собой):
• учебник 1 § 29 (с. 177-178) или учебник 2 § 6 (с. 49-52);
• фрагмент закона Российской Федерации «О гражданстве» (см. текст под карточкой).
Подготовьте небольшое выступление по теме «Кто имеет право на получение гражданства Российской Федерации».
V. Подведение итогов урока
– Какую общечеловеческую ценность имеет право?
– Почему у людей возникает потребность в порядке и справедливости?
– Какой смысл имеет понятие «право»?
Домашнее задание
1. Прочитать § 29 учебника 1 (с. 177-180) или § 6, 9,10 учебника 2.
2. Подготовить устные ответы на вопросы:
– Почему государство и его граждане нуждаются в сохранении порядка и справедливости?
– Как человек реализует себя?
3. Выполните задания 1 и 2 на с. 183 учебника 1 или задание 4 на с. 81 учебника 2.