Урок 2. Превращение веществ. История химии.

0
541
физика

Цель: познакомить учащихся с физическими и химическими явлениями и историей

развития химии.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Упр.1, 6, 8 на стр.4 – 5 (“Рабочая тетрадь”) – устно.

2. Упр.3 на стр.4 (“Рабочая тетрадь”) – письменно.

3. Упр.5 на стр.5 (“Рабочая тетрадь”) – письменно.

II. Изучение нового материала.

а) Мини-лекция “История развития химии”.

Химия – очень древняя наука. Первыми учёными-химиками были египетские жрецы. В III в. до н.э. уже был собран и описан значительный экспериментальный материал. В знаменитой Александрийской библиотеке насчитывалось около 700 рукописных книг, хранились и многие труды по химии.

Греческий философ Демокрит, живший в V в. до н.э., впервые высказал мысль о том, что все тела состоят из мельчайших, невидимиых, неделимых и вечно движущихся твёрдых частиц материи, которые он назвал “атомами”.

Аристотель в IV в. до н.э. считал, что в основе природы лежит вечная первоматерия с четырьмя основными качествами: тепло, холод, сухость и влажность. Учение Аристотеля дело начало алхимии.

Цель этой науки – поиски путей превращения неблагородных металлов в благородные (золото и серебро) с помощью философского камня.

Многие алхимики пытались удлинить человеческую жизнь, получить бессмертие, исцелить болезни.

На Руси алхимия не имела особо распространения, хотя трактаты алхимиков были известны.

В начале VI в. алхимики начали использовать свои знания для нужд промышленности и медицины.

Реформаторы: Агрикола – горное дело; Парацельс – медицина.

В России: М.В. Ломоносов – закон сохранения массы веществ;

А.М. Бутлеров – теория строения органических веществ (1861 г.);

Д.И. Менделеев – периодический закон химических элементов (1869 г.).

б) Демонстрация опыта

“Взаимодействие соляной кислоты с мрамором”.

Вывод. При взаимодействии двух исходных веществ – соляной кислоты и мрамора – были получены совершенно новые вещества: углекислый газ и хлорид кальция.

III. Закрепление.

Выполните упражнения в “Рабочей тетради” (стр.8, упр.3, 4.)

Приведите примеры явлений, с которыми вы встречаетесь в быту: а) физических;

б) химических.

Выберите названия химических явлений. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите слово, обозначающее любые изменения, происходящие вокруг нас:

Я 1. Скисание молока.

В 2. Гниение растительных остатков.

А 3. Испарение воды.

Л 4. Горение древесины.

О 5. Плавление сливочного масла при нагревании.

М 6. Образование тумана.

Е 7. Почернение серебряных изделий.

Н 8. Фотосинтез.

П 9. Испарение жидкой ртути.

И 10. Подгорание пищи на перегретой сковороде.

Я 11. Образование ржавчины на гвозде.

Выполните упражнения по учебнику (стр.9, упр.2, 3).

IV. Домашнее задание: §2, 3, стр.9, упр.1, 4, 5; стр.13 – 14, упр.1, 5, 6 (по желанию).