Цель: познакомить учащихся с физическими и химическими явлениями и историей
развития химии.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Упр.1, 6, 8 на стр.4 – 5 (“Рабочая тетрадь”) – устно.
2. Упр.3 на стр.4 (“Рабочая тетрадь”) – письменно.
3. Упр.5 на стр.5 (“Рабочая тетрадь”) – письменно.
II. Изучение нового материала.
а) Мини-лекция “История развития химии”.
Химия – очень древняя наука. Первыми учёными-химиками были египетские жрецы. В III в. до н.э. уже был собран и описан значительный экспериментальный материал. В знаменитой Александрийской библиотеке насчитывалось около 700 рукописных книг, хранились и многие труды по химии.
Греческий философ Демокрит, живший в V в. до н.э., впервые высказал мысль о том, что все тела состоят из мельчайших, невидимиых, неделимых и вечно движущихся твёрдых частиц материи, которые он назвал “атомами”.
Аристотель в IV в. до н.э. считал, что в основе природы лежит вечная первоматерия с четырьмя основными качествами: тепло, холод, сухость и влажность. Учение Аристотеля дело начало алхимии.
Цель этой науки – поиски путей превращения неблагородных металлов в благородные (золото и серебро) с помощью философского камня.
Многие алхимики пытались удлинить человеческую жизнь, получить бессмертие, исцелить болезни.
На Руси алхимия не имела особо распространения, хотя трактаты алхимиков были известны.
В начале VI в. алхимики начали использовать свои знания для нужд промышленности и медицины.
Реформаторы: Агрикола – горное дело; Парацельс – медицина.
В России: М.В. Ломоносов – закон сохранения массы веществ;
А.М. Бутлеров – теория строения органических веществ (
Д.И. Менделеев – периодический закон химических элементов (
б) Демонстрация опыта
“Взаимодействие соляной кислоты с мрамором”.
Вывод. При взаимодействии двух исходных веществ – соляной кислоты и мрамора – были получены совершенно новые вещества: углекислый газ и хлорид кальция.
III. Закрепление.
Выполните упражнения в “Рабочей тетради” (стр.8, упр.3, 4.)
Приведите примеры явлений, с которыми вы встречаетесь в быту: а) физических;
б) химических.
Выберите названия химических явлений. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите слово, обозначающее любые изменения, происходящие вокруг нас:
Я 1. Скисание молока.
В 2. Гниение растительных остатков.
А 3. Испарение воды.
Л 4. Горение древесины.
О 5. Плавление сливочного масла при нагревании.
М 6. Образование тумана.
Е 7. Почернение серебряных изделий.
Н 8. Фотосинтез.
П 9. Испарение жидкой ртути.
И 10. Подгорание пищи на перегретой сковороде.
Я 11. Образование ржавчины на гвозде.
Выполните упражнения по учебнику (стр.9, упр.2, 3).
IV. Домашнее задание: §2, 3, стр.9, упр.1, 4, 5; стр.13 – 14, упр.1, 5, 6 (по желанию).