Ц е л и: обобщить знания учащихся об однородных дополнениях и однородных обстоятельствах, ознакомить учащихся с новыми словарными словами.
Х о д у р о к а
I. Словарная работа.
1. З а п о м и н а е м словарное слово г?азета.
Отгадайте з а г а д к у.
У нее ряд в ряд
Буквы к буквам стоят.
Грамотным без робости
Рассказывает новости.
? Лексическая работа: объяснение значения словарного слова.
– периодическое издание в виде больших листов, посвященное событиям текущей общественной и политической жизни.
? Этимология: объяснение происхождения словарного слова. Изначально газета – «монета в 2 сольди» (итальянские деньги) с изображением сороки. На нее можно было купить газету. По-итальянски сорока – газза. Отсюда и газета.
? Ассоциативная запоминалка.
Что случилось тут у нас?
Из гАзеты вышел гАз!
Словно снег гАзета тает
И по ветру не летает!
Меньше марки стала эта
Очень странная гАзета!
Все решим проблемы разом,
Мы ее наполним гАзом!
– Газированной гАзете
Газ нужней всего на свете?
– Нет, сказать я должен ей,
Буква А всего нужней!
В. Агафонов
2. З а п о м и н а е м словарное слов алфави?т.
Отгадайте з а г а д к у.
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
? Лексическая работа.
Учитель спрашивает учащихся о значении слова «алфавит».
(Алфавит – последовательность букв русского языка.)
? Ассоциативная запоминалка.
А как лесенка стоит
Перед входом в алфавит.
3. З а п о м и н а е м словарное слово интересно.
? Лексическая работа.
– Как растолкуете это слово?
( – любопытно, занимательно.)
Подберите синонимы к этому слову. (Увлекательно, занятно.)
– Как вы понимаете слова-антонимы: интересно – скучно.
– Составьте словосочетание со словом интересно.
4. З а п о м и н а е м словарное слово командир.
? Лексическая работа. Объяснение значения слова дают учащиеся.
( – начальник воинской части или военного судна.)
? Этимология. Объяснение происхождения слова дает учитель.
Слово образовано от латинского «командаре» – «рекомендовать, перепоручать», а оно, в свою очередь, от латинского «мандаре» – «передавать, вручать».
Подберите однокоренные слова к слову командир.
II. Актуализация опорных знаний.
– Из пары предложений составьте и запишите одно предложение с однородными членами, используя союз. (Предложения записаны на доске.)
1) Журавли кричали тревожно.
2) Журавли кричали тоскливо.
– Разберите получившееся предложение по составу. Какие однородные члены есть в этом предложении?
– Докажите, что обстоятельства являются однородными.
III. Работа с учебником.
1. Упражнение 60 учащиеся выполняют по заданию учебника.
2. Упражнение 61 учащиеся выполняют, работая в парах.
Ученики устно составляют предложения к схемам, используя слова для справок. После совместного обсуждения самостоятельно записывают предложения в тетрадь, разбирают их по членам.
3. З р и т е л ь н ы й д и к т а н т.
Используется текст диктанта из упражнения 62.
– Прочитайте текст. Подумайте, как можно его озаглавить.
– Объясните написание пропущенных орфограмм.
– Объясните расстановку пропущенных знаков препинания.
После записи текста под диктовку дети сверяют написанное с текстом в учебнике.
Разберите предложения по составу.
В а р и а н т I – 2-е предложение.
В а р и а н т II – 3-е предложение.
4. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а.
Н а д о с к е: 1. В зоопарке мы видели лисиц, медведя, слона, волчат, обезьян, змей. 2. Коля чувствовал себя радостно, беззаботно и уверенно. 3. Делает свое гнездо белочка из веточек, сучьев, соломинок. 4. Клюкву собирают осенью или ранней весной. 5. Голуби очень быстро и точно возвращаются в свои голубятни. 6. Люди готовят из плодов калины вкусный мармелад, полезный сок, джем и варенье.
В а р и а н т I – выпишите в тетрадь предложения с однородными дополнениями, подчеркните их.
В а р и а н т II – выпишите предложения с однородными обстоятельствами, подчеркните их.
По окончании работы учащиеся проводят взаимопроверку.
IV. Итог урока.
– Над чем работали на уроке?
– Какие трудности возникали при выполнении самостоятельной работы?
Домашнее задание: упражнение 63.